Гаджеты стали обычным элементом современной жизни. Но, несмотря на универсальность и незаменимость, смартфоны часто провоцируют возникновение так называемой «телефонной зависимости». Особенно это актуально для уязвимой детской психики.
Мнения родителей, школьников и педагогов о целесообразности использования телефонов в школе различаются. Часто это становится причиной серьезных конфликтов.
Права собственника
Ст. 35 Конституции РФ закрепляет неприкосновенность частной собственности. В соответствии с принципами Основного закона лицо нельзя принудительно лишить принадлежащей ему вещи иначе как по решению судебного органа.
Согласно ст. 209 ГК РФ в отношении своего имущества собственник вправе:
- владеть;
- пользоваться;
- распоряжаться.
Полномочия владельца ограничены правами других лиц и нормами законодательства.
Смартфон — такой же объект собственности, как машина или недвижимость. Поэтому учитель не может просто отобрать гаджет у ученика, длительное время хранить устройство у себя или отказываться возвращать.
Дисциплина на уроках
Педагог имеет право требовать от школьников соблюдения порядка на занятиях. Онлайн игры, общение в соцсетях или просмотр роликов не только лишает юного нарушителя возможности усвоить материал, но и мешает другим детям.
Поэтому учитель уполномочен обеспечить дисциплину и адекватную учебную обстановку через установление запрета на использование телефона.
Еще один момент — внутренний распорядок образовательного учреждения. Соблюдать устав обязаны все учащиеся. Это прямо предусмотрено ст. 43 ФЗ № 273.
Если в уставных документах указан пункт о запрете использования мобильных устройств на территории гимназии или лицея, это правило становится обязательным для всех учащихся после зачисления в учреждение.
👍 Ставьте палец вверх, если моя статья помогла разобраться в вопросе.
Что говорит закон
В России на данный момент не существует закона, который бы регулировал использование смартфонов в учебное время. Однако власти уже признали проблему массового распространения гаджетов среди детей на государственном уровне.
Негативные стороны тотальной экспансии мобильных устройств:
- постоянное вредное воздействие электромагнитного излучения на несформированного человека;
- нарушение психики, снижение концентрации, неполноценный сон, агрессия;
- возможность свободно записывать провокационные видеоролики, снимать акты детского насилия ради популярности в интернете.
В связи с этим Роспотребнадзор и Рособрнадзор совместно разработали и утвердили в августе 2019 года Методические рекомендации по использованию мобильных средств связи в общеобразовательных учреждениях.
Документ имеет не императивный, а рекомендательный характер. Школам и лицеям предлагают внести в уставную документацию требования относительно:
- ограничения использования телефонов в учебное время;
- переведения устройства во время уроков в режим «без звука»;
- создания мест для хранения гаджетов.
После ввода в действие рекомендаций во многих регионах РФ администрации школ с сентября 2019 официально запретили детям пользоваться на уроках смартфонами, планшетами и смарт-часами.
Если вы попали в сложную жизненную ситуацию и испытываете психологические трудности в семье, подписывайтесь на наш канал, поможем, поддержим полезной информацией и советами.