Во времена моего детства мало кто держал в квартире собаку. Собака должна была выполнять рабочие функции – служить на границе, разыскивать преступников, спасать людей или, на худой конец, охранять двор. Были у кого-то, конечно, болонки или карликовые пинчеры, но такие собаки рассматривались как проявление мещанства наподобие семи слоников на телевизоре.
Думаю, что символом того времени можно считать немецкую овчарку.
Многие мальчишки и девчонки нашего времени хотели иметь такого храброго и мужественного друга. У нас в семье в то время каким-то странным образом появился эрдельтерьер, и я все пыталась понять, а он то имеет какие-нибудь героические корни. Каково же было мое счастье, когда в одной статье я прочитала, что эрделей активно использовали во время войн для транспортировки раненых с поля боя, или доставки сообщений и пересылки почты. Я была горда, что представители этой породы прославились благодаря своей храбрости. Да, вот такие мы были мальчишки и девчонки советского времени. Во всем нам надо было находить признаки героизма. Неудивительно, что нашими собачьими кумирами были немецкая овчарка, доберман, дог, а когда показали по телевизору сериал «Лесси», то еще и колли, умнейшая собака, спасшая немало людей.
Шло время. Рухнул железный занавес и в нашем собачьем мире появились новые породы, привезенные из-за границы. Модными стали афганская борзая, американский кокер-спаниель, керри блю терьер и другие породы, обладающие милой мордочкой.
А потом наступили девяностые. Лихие, как их сейчас называют. Жить было небезопасно. По крайней мере мы свою семейную собаку, ротвейлера Латура, завели именно для охраны, из соображений безопасности.
Вообще собак во дворе тогда у нас стало много. По породе можно было определить род занятий владельцев. Это Сергей, он охранник, у него немецкая овчарка. Это Игорь, он рэкетир, у него него питбуль. Это Вася, он охотник, у него лайка. А это Андрей, он мафиозо, у него английский бульдог. Кем была бабушка, выгуливавшая огромную кавказскую овчарку, мы не знали.
Двухтысячные годы – когда все устаканилось, жизнь потихоньку наладилась, стали набирать популярность собаки-компаньоны. Любители больших собак заводили себе лабрадоров и хаски, а приверженцы декоративных собачек – йорков и чихуахуа.
В то время и мы задумались о том, что взять себе собачку. Небольшую, легкую в уходе, веселую, жизнерадостную и компанейскую. Романы Дарьи Донцовой, которую я считаю, наиглавнейшим популяризатором породы мопс в нашей стране, подтолкнули нас к тому, чтобы завести Лекса. Думаю, что мопса наряду с йорками и чихуахуа смело можно назвать символом двухтысячных.
А что сейчас? А сейчас огромный выбор собак всех пород, даже и не скажешь, кто тут собачий символ нашего времени. Кого только не встречаем мы на прогулках – золотистый ретривер, бигль, вельш-корги, китайская хохлатая, таксы, французики, мопсы, пекинесы, шпицы – каких только собак нет в нашей округе! И так много семей, которые держат мохнатых питомцев. Интересно, это от того, что жизнь стала лучше, решились квартирные вопросы, многие семьи имеют свое собственное жилье, имеют средства для содержания собак? Или это от того, что слабеют социальные связи, нет времени на встречи с друзьями и большую часть жизни мы проводим, сидя в Интернете, и собака часто становится едва ли не единственным нашим «живым» другом и компаньоном?
А я рада, что ширится собачье «братство», что есть возможность выбрать себе породу для души, что собаки превратились из охранников и работяг в компаньонов и друзей, что у современных детей, в отличие от ребят из моего детства, есть возможность расти рядом с таким замечательным существом, как собака.