Найти тему
Архетип счастья

Лучшие фильмы Дени Вильнёва

Один из гениальнейших режиссёров современности - Дени Вильнёв. Если вы незнакомы с его творчеством - очень советую исправить это упущение. Я вам расскажу о его лучших фильмах, выбирайте, они все по-своему интересны.

"Бегущий по лезвию 2049"

Месседж фильма неотвратимо попадает в самое ПОДВЗДОШЬЕ любому зрителю, интересы которого простираются хотя бы немного дальше телесериала "Физрук" и просмотра смешных роликов на ютубе. "Человек разумный" агонизирует, и уже никто, по большому счету, не понимает, кто мы, зачем мы и имеем ли мы право существовать - или мы и не существовали никогда, и это был просто невероятный по своей абсурдности сон длиною несколько тысяч лет.

Центральный эпизод фильма - это, конечно же, встреча Декарда с клоном Рэйчел и его отчаянная реплика насчёт цвета её глаз. Декард понимает, что ему как человеку уже не на что опереться; рухнули все подпорки, на которых наше "Я" держалось с грехом пополам, и Человеку открылась абсолютная пустота, в которой всё едино - и люди, и клоны, и святая истина, и фантазия, и душа, и новейший процессор RN-538A.

Последнее, на что мы можем надеяться, - это некое в чистом виде ВОЛЕВОЕ решение, не имеющее под собой никаких рациональных оснований - можно попытаться воткнуть меч в ПУСТОТУ и сказать: "Здесь - территория Человека". Но мы сами понимаем, что такая попытка обречена на провал; в реале никто нам не будет подыгрывать, как подыграл Декарду Неандер Уоллес, убив клон Рэйчел и сохранив таким образом (хотя бы на время) остатки человечности Декарда.

"Прибытие"

-2

Экранизация сверхпопулярной повести Теда Чана; фанаты первоисточника не перестают ныть, что Вильнёв так мутно и противоестественно выразил замысел книги, что головой понять его нереально. На это хочется возразить: всё, что надо, зрители "Прибытия" поняли если не мозгом, то интуитивно - благодаря таланту Вильнёва.

"Пленницы"

-3

Это, наверное, единственный в истории мирового кинематографа фильм, где ИДЕАЛЬНО сочетаются три одинаково мощных слоя - драма, триллер и детектив, и всё это - с отчетливым МЕТАФИЗИЧЕСКИМ привкусом. Гениальное кино с лучшей Мужской Парой всех времен и народов - Джилленхол в роли неприлично красивого полицейского и Джекман в роли шизоидного отца пропавшей девочки. Смотрел раз восемь и ещё буду.

"Убийца"

-4

"Убийца" послабее, чем "Пленницы", но если вас поразило "Прибытие" и вам хочется продолжения примерно в том же духе, то именно "Убийца" - лучший выбор. Вместо гигантского космического корабля - Хуарес, город с самым высоким уровнем преступности в мире, вместо гектаподов - татуированные от затылка до пупка мексиканские бандиты. Соответственно, сюжет тот же - столкновение цивилизованного человека с иным разумом. Музыкально, визуально и идеологически "Убийца" неотличим от "Прибытия", ну разве что кровищи тут в 600 раз больше.

"Водоворот"

-5

Смотрите, какая интересная штука: "Водоворот" Вильнёв снял аж в 2000 году, но здесь есть странный эпизод-аппендикс, никак не влияющий на сюжет - подруга говорит главной героине: "Я вдруг поняла, почему наука так медленно развивается - потому что учёные из разных стран говорят на разных языках! Им просто надо придумать свой общий язык!".
И вот через 16 (!) лет в "Прибытии" Вильнёв возвращается к теме поиска общего языка и триумфально её раскрывает. И отдельное спасибо за замечательную фразу "ЛЮБОЙ поступок человека - это протест против смерти" , причём, протест жалкий и бессмысленный - фильм именно об этом.


"Враг"

-6

Фильм весьма серьезно интригует, но разгадка оказывается слишком мелкой и банальной. И что уж точно нельзя простить - Джилленхол здесь на три порядка менее симпатичен, чем в "Пленницах"; Вильнёв дал ему моджо, Вильнёв и взял.

"Пожары"

-7

"Сила ночи, сила дня - одинакова фигня". Или вот: "А нам всё равно, что малина, что г..но".
В общем, у русского народа есть множество поговорок на тему того, что всё вокруг - единый квантовый суп, и что все попытки этот суп как-то дифференцировать приводят только к страданию и боли. "Пожары" иллюстрируют ту же самую мысль МАКСИМАЛЬНО грубо и эффективно. Любопытно, что точно так же, как в "Водовороте" на ровном месте упоминались лингвистические проблемы, в "Пожарах" без всякой привязки к сюжету упоминается сиракузская последовательность. Значит ли это, что Вильнёв скоро снимет масштабное кино и на эту тему?


"Техникум"

-8

В 1989 году в Политехнической школе Монреаля смурной юнец расстрелял из винтовки 14 учащихся-девушек. Мотив объяснил в предсмертной записке: "Ненавижу феминисток". В фильме Вильнёв с практически документальной точностью воспроизводит эти мрачные события. Тот случай, когда оценивать фильм очень сложно; пусть каждый оценит его сам.

* * *

Что будет снимать Вильнёв дальше - я, честно говоря, не знаю, но даже если билет в кино на его новый фильм будет стоить тыщ пять - пойду всенепременно, и вам советую. Этот замечательный режиссёр если и не знает ответов, знает, как поставить ВОПРОСЫ, а это уже немало.