Не очень благодарное это дело, - комментировать историкам художественный фильм . Но если он позиционируется как исторический, то почему бы и нет? Фильм "Викинг" в отечественном прокате с Данилой Козловским таковым и является.
Авторы фильма изначально подошли к историчности очень осторожно, - обошли все музеи русского и зарубежного костюма, заручились поддержкой историков из МГУ.
Суть фильма проста.
Основная канва событий взята из Повести временных лет, где сначала ведется охота в древлянских лесах , погибает сын Свенельда Лют. В ответ на это Свенельда подстрекает Ярополка начать вражду с Олегом.
В итоге погибает один брат будущего князя Владимира – Олег, затем Владимир берёт штурмом Полоцк и забирает себе в жены Рогнеду, после чего идёт на Киев и там убивает брата Ярополка.
Следующий этап - воюет с печенегами и ради женитьбы на сестре византийского императора осаждает Корсунь. Где, после взятия, принимает крещение.
Это – говоря словами историков, легендарные факты, взятые из летописи.
И они изложены в фильме более менее по очереди.
Повествование ведётся от лица Свенельда. Свенельд, так-то, был соратником Святоcлава, отца Владимира. Он, как историческое лицо , упоминается в летописи, но согласно официальным данным, после 977 года его уже нет в живых. А история, разворачивающаяся в фильме достигает 988 года и везде фигурирует этот воевода. Исторически неверно это.
Однако, это не смутило творцов и он стал в фильме наставником Владимира. На самом деле, реальный наставник князя Владимира Святославовича - Добрыня –куда-то делся.
Мы, к сожалению, не знаем, как звали жену Ярополка. Знаем одно: ее привез Ярополку сам Владимир из Византии "красоты ради лица ея". Украл ее из монастыря. В фильме ее зовут Ириной. Опять немного вольностей и неисторичности.
Очень много реставраторов в моем окружении очень негативно отзывались и о костюмах.
"Князья в грязи, их дружинники в грязи, о массовки вообще речи нет, она похожа на подмостовых нищих. Хотя, по сюжету фильма, всё разворачивается строго в столицах. В Полоцке – столице княжества и в Киеве – столице ещё более серьёзного княжества."- пишет один зритель в своем отзыве на фильм.
Вопрос о "грязи" , конечно, спорный. На Руси бани существовали издревле, вопрос чистоты был все же важен, потому что в храм немытым входить было запрещено. Если говорить о битвах, то там понятное дело...Но вот князья в теремах...
Вопрос о кожаных доспехах. У русских ратников они были все же не кожаные в большинстве случаев, оружием в 10 веке пользовались в большей части изготовленным за рубежом.
Рогнеда, будучи женой князя, ходит весь фильм с распущенными волосами. А как же женские головные уборы, упомянутые в летописях и написанные в миниатюрах?
Вот как, например, изображается княгиня Ольга, бабушка Владимира.
А это - изображение Владимира 1 на монете того периода, - в короне с круглыми височными кольцами, с трезубцем и крестом. На обратной стороне - изображение Иисуса.
Ну и последнее. Ритуалы. Языческие и христианские. Про языческие есть маленькая ремарочка: нам действительно неизвестно, как ТАМ было на самом деле. Найдены языческие капища под Киевом, где есть несколько слоев золы, - горели кострища, и, судя по всему, день и ночь. Идол на реке Збруч найден еще в в 19 веке и является почти единственным доказательством верований язычников. Ничего этого в фильме нет, - ни гигантского костра, ни идолов.
Зато есть немой жрец.
Насчет жречества, - их существование как отдельной касты не доказано. Упоминание о них в летописях есть, но не найдено ни одного артефакта, принадлежащего волхву.
А по поводу принятия христианства Владимиром, в фильме показано, что крестился он один. На самом деле он крестился вместе с дружиной. Это важно, - подчеркивается понятие военной демократии в этот период на Руси.
Ну, а если вы тоже нашли какие-то исторические нестыковки, напишите внизу в комментариях.