В Забайкалье срочник расстрелял восемь человек в секретной военной части. Еще двое ранены. История и ее главный герой широко обсуждаются по всей стране – за исключением, разумеется, федеральных СМИ, где на первом плане Медведев в Сколково и проблемы чужих стран. Однако, на мой взгляд, повышенного внимания в случившейся ситуации заслуживает вовсе не лопоухий деревенский парень, выпустивший два рожка патронов в сослуживцев.
Признаюсь, меня мало трогают откровения родных и знакомых убийцы, утверждающих, что этот добрый и веселый мальчик просто не мог так поступить с другими. В конце концов, про 90% маньяков именно так и говорят после того, как правда о них всплывает наружу – прекрасный человек, коллега, муж, сын, отец, который не способен на то, что числится в материалах дела. Но в данном случае, как бы странно это ни прозвучало, проблема заключается не в убийце. И даже не в том, что психопата не отсеяли на этапе медкомиссии и дали ему в руки оружие.
Проблема – в самой системе.
Чтобы убедиться в этом, достаточно ответить лишь на один вопрос. Что, по сути, представляет из себя российская армия? Которой откровенно пугают, от которой бегут, которая выступает некими жерновами, после которых человек выходит в мир совсем другим?
Мне кажется, явно не то, что делает мальчиков настоящими мужчинами, закаляет характер и выдает в итоге несгибаемых Iron Man российского розлива. Все это – советские штампы, потерявшие свою актуальность еще где-то на исходе 20 века.
Если говорить откровенно и без прикрас, нынешняя российская армия – ресурс, который государство нагло выжимает из наиболее незащищенных слоев населения. Из простых, бедных семей, не имеющих возможности за взятку «отмазать» сына от призыва. Да, это еще один парадокс сознания российского обывателя: защиту родины и военную службы все читают делом правым и необходимым, но своему ребенку этого не желают.
И причина проста: невзирая на силу шаблонов времен СССР, люди понимают, что на самом деле происходит в армии – большинство, по крайней мере. И хотя продолжают называть ее «школой жизни» - черт возьми, ведь у нас так говорят и о тюрьме! – своих сыновей предпочитают видеть в стенах университетов, а не в казармах.
Помимо этого, проблема системы еще и в том, что она крайне пагубно сказывается на боеспособности наших ВС. Почему? Потому что в случае начала серьезного военного конфликта под ружье встанут подростки. Малообученные, малосоображающие, не готовые не то что дать отпор врагу, а просто взять это самое ружье в руки. И никакие патриотические мантры не в силах изменить положение вещей. Можно сколько угодно разглагольствовать об уникальном боевом духе, о славной истории, о великих подвигах предков, которые, разумеется, имели место быть, но факт останется фактом. Война – дело профессионалов. Тех, кто самостоятельно выбрал этот путь. Только они могут провести войну с минимальными потерями и к желаемому финалу. Когда же за это берутся вчерашние школьники – итог печален. Для всех, включая государство.
Чтобы армия была боеспособной и адекватной, солдатам нужно платить. Да, вот так вот непатриотично и по-мещански. Люди должны идти служить добровольно. Зная, что получат за это и достаток, и льготы, благодаря которым их семьи не будут ни в чем нуждаться. В общем-то, такой подход давно взят на вооружение в прогрессивных обществах. Но у нас, как обычно, свой путь. И своя система, которая, кажется, губит людей больше, чем сама война.
Конечно, наверняка найдутся те, кто скажет, что у них было по-другому. Что армия дала им все то, о чем говорилось в советских агитках. Не спорю - могло быть и так. Однако кто может поручиться, что на вашем пути просто не оказался такой вот срочник, которого довели до ручки «деды»? И скольким он попался впоследствии после вас – тем, кому просто повезло меньше?
Особенно циничным в сложившихся обстоятельствах выглядит официальное заявление Минобороны, согласно которому причина трагедии - нервный срыв солдата из-за личных отношений. Не сомневаюсь, что "личные отношения" с дедами у него были, но выставление их корнем произошедшего лично мне кажется попыткой оправдать бесчеловечность системы. В которую юноши принудительно сгоняются годами, чтобы исчезнуть в ней навсегда.
А что вы думаете о нашей системе? Правое ли это дело - принудительно сгонять в казармы гражданских, или все-таки лучше доверить войну профессионалам своего дела?