Найти в Дзене
Удивительный Мир

Как умирают звезды?

Многие астрономы мечтают стать свидетелями эпохального ухода с земного небо­склона одной из самых заметных звезд - Бетельгейзе. Находится она на правом «плече» знаменитого созвездия Ориона, хорошо видимого зимними ночами. Мечты появились совсем недавно, когда астрофизики заявили, что не исключают возмож­ности взрыва этой звезды в ближайшее время. Правда, «ближайшее» может с оди­наковой долей вероятности быть как завтра, так и через миллион-другой лет. Однако существуют звезды, вспышки которых астрономы прогнозируют уже в ближайшем десятилетии. Конечно, они не будут столь эффектны, как вспыхнувшая Бетельгейзе, но окажутся достаточно яркими. 2022 год - всё внимание на Лебедя Созвездие Лебедя в северных широ­тах видно практически всегда. Летними ночами и осенними вечерами созве­здие кульминирует высоко над южной и западной сторонами горизонта. Зимой его можно найти вечером невысоко на северо-западе и утром на северо-восто­ке, а весенними ночами оно видно на востоке. В этом созвездии оч
Оглавление

Многие астрономы мечтают стать свидетелями эпохального ухода с земного небо­склона одной из самых заметных звезд - Бетельгейзе. Находится она на правом «плече» знаменитого созвездия Ориона, хорошо видимого зимними ночами.

Мечты появились совсем недавно, когда астрофизики заявили, что не исключают возмож­ности взрыва этой звезды в ближайшее время. Правда, «ближайшее» может с оди­наковой долей вероятности быть как завтра, так и через миллион-другой лет. Однако существуют звезды, вспышки которых астрономы прогнозируют уже в ближайшем десятилетии. Конечно, они не будут столь эффектны, как вспыхнувшая Бетельгейзе, но окажутся достаточно яркими.

2022 год - всё внимание на Лебедя

Созвездие Лебедя в северных широ­тах видно практически всегда. Летними ночами и осенними вечерами созве­здие кульминирует высоко над южной и западной сторонами горизонта. Зимой его можно найти вечером невысоко на северо-западе и утром на северо-восто­ке, а весенними ночами оно видно на востоке. В этом созвездии очень много удивительных звезд, многие из которых меняют свой блеск. Но самая интерес­ная в настоящее время - это звезда, имеющая обозначение KIC9832227

Она представляет собой тесную си­стему из двух звезд, удаленную от нас на расстояние 1800 световых лет. Ме­нее массивный компонент обращается вокруг более тяжелого за 11 часов, в связи с чем в блеске звезды отмечают­ся небольшие колебания. Изучая эти ко­лебания с 2013-го по 2017 год, профес­сор Колледжа Кальвина (Гранд-Рапидс, США) Ларри Мольнар отметил, что пери­од изменения яркости звезды постоян­но уменьшается, а значит, компоненты сближаются между собой. Сделав пред­варительный расчет, профессор заявил, что ждать взрыва данной звезды стоит в 2022 году. На заседании Американско­го астрономического общества ученый сообщил: - Это будет очень яркая вспышка в небе, и любой человек сможет увидеть ее. Вам не понадобится телескоп, чтобы сказать мне в 2023 году, прав я был или нет.

По прогнозу, блеск звезды в момент взрыва будет равен примерно 2-й звезд­ной величине - это как Полярная звезда или любая из звезд Ковша знаменитой Большой Медведицы, При этом звезда будет ярко-красной, сильно выделяясь в той области неба, где есть более яркие, но имеющие белый цвет звезды, образую­щие так называемый летне-осенний тре­угольник: Вега, Денеб и Альтаир. На пике блеска звезда пробудет около месяца.

Конечно, не все астрономы согласны с расчетами профессора Мольнара, однако в его активе уже есть точно предсказан­ная вспышка звезды, которая произошла в Скорпионе в 2008 году. Звезда, ныне известная как V1309 Скорпиона, тоже со­стояла из двух компонентов, которые постепенно сближались друг с другом.

2026 год - внимание на Северную Корону

Если же прогноз Мольнара все-таки не сбудется, то через четыре года, в 2026 году, у нас есть еще один шанс увидеть вспышку звезды. На этот раз в созвездии Северной Короны. Это созвездие лучше всего видно весенними и летними ноча­ми, осенью его можно наблюдать в тече­ние непродолжительного времени над за­падной стороной горизонта, а зимой оно восходит на востоке незадолго до появ­ления Солнца. Звезда, вспышку которой прогнозируют астрономы, имеет обозна­чение Т Северной Короны.

Впервые вспышку этой звезды замети­ли в 1866 году, когда она достигла блеска 2-й звездной величины, заметно выделя­ясь на фоне окрестных звезд. В начале 1920-х годов советские астрономы Павел Паренаго и Борис Кукаркин, изучив эту звезду, сделали прогноз, что в период с 1926-го по 1966 год стоит ожидать еще один аналогичный взрыв. И этот прогноз сбылся! 9 февраля 1946 года путевой об­ходчик и любитель астрономии Алексей Каменчук, совершая обход путей Амур­ской железной дороги, посмотрел на небо, которое он знал в совершенстве, и сразу же обратил внимание на новую звезду в созвездии Северной Короны. Каменчук завершил обход вверенного участка, вернулся на станцию, дал телеграмму о своем открытии в Пулковскую обсерваторию. К тому времени звезду заметили и другие астрономы, но советский любитель был первым.

На Т Северной Короны сразу же были наведены крупнейшие телескопы мира. Правда при вспышке 1946 пода зваезда была на целую величину слабее, чем в 1866 году. Её блеск достигал 3-й звездной величины, что, впрочем, делало ее легло заметной невооруженным глазом.

Обычно эта звезда до момента вспыш­ки имеет блеск около 10, однако с 2015 года он постепенно увеличивается. Точ­но так же было и перед вспышкой 1946 года, когда ученые отметали постепенное увеличение блеска звезды, начавшееся в 1938 гаду.

Загадка созвездия Водолея

В зодиакальном созвездии Водолея есть удивительная переменная звезда, имеющая обозначение R. Открыта она была случайно. Немецкий астроном Карл Хардинг в начале XIX века занимался по­иском малых планет и даже открыл одну из них, названную Юноной. В то время не было фотоаппаратов, поэтому астро­номам приходилось точно зарисовывать каждый участок неба, а через несколько дней вновь наблюдать эту область, сверя­ясь со своими зарисовками. Если какая- нибудь звезда изменяет свое положение, значит, это малая планета или астероид, что в переводе с греческого означает «звездоподобный». По-другому отличить эти объекты от звезд даже сейчас, как и тогда, невозможно из-за их малого разме­ра. Обнаруженная Хардингом звезда по­ложения не изменила, но зато изменила блеск.

В течение целого века ее считали обычной долгопериодической перемен­ной звездой. У таких типов переменных звезд блеск меняется от изменения температуры.

Эти газовые гиганты, по меркам звезд, настолько холодны, что там в изобилии встречаются различные химические соединения, такие как окиси титана и циркония, которые весьма чувствительны даже к небольшим изме­нениям температуры. Когда красный ги­гант пульсирует, изменяется температура в верхних слоях его атмосферы, что мо­ментально сказывается на изменении их блеска. При повышении температуры хи­мические соединения разлагаются, и ат­мосфера становится более прозрачной. С «похолоданием» в атмосфере наступает обратная реакция. Температура на по­верхности нашего Солнца около 6000 °C, а в долгопериодических переменных она даже в максимуме не превышает 2500 °C.

В начале XX века астрономы обнару­жили, что вокруг звезды вращается ту­манность, которая могла образоваться вследствие вспышки этой звезды. Причем произошла она не так давно по меркам нашей Галактики - в X веке. И взрыв этой звезды описан в японских хрониках, датированных 930 годом.

Однако звезда продолжала удивлять ас­трономов и в дальнейшем. В 1939 году знаменитый Эдвин Хаббл обнаружил вто­рой компонент системы - это белый кар­лик. В итоге на изменение блеска звезды влияет очень много факторов. Поэтому иногда в пике максимума блеска она мо­жет быть доступна невооруженному глазу, правда, на пределе видимости, а иногда ее можно увидеть только с помощью би­нокля.

Но на этом загадки не закончились. Некоторые астрономы предположили, что взрывом 930 года была порождена не ту­манность, а именно тот самый белый кар­лик, по аналогии с известной гипотезой о красном Сириусе. Появилась эта гипотеза на основании труда римского философа Сенеки в I веке, где цвет Сириуса описан как красный, хотя сейчас мы видим его белым. Красный цвет, описанный Сене­кой, некоторые ученые объясняют как взрыв в системе звезды, которая и поро­дила спутник Сириуса - первый открытый белый карлик в истории человечества. А туманность у R Водолея возникла в результате вспышки, которая произошла в середине XIX века. Но тогда на вспышку звезды не обратили внимания, потому что в этот момент рядом на небесной сфере находилось Солнце.

В северном полушарии Земли, где в XIX веке располагались практически все обсерватории, созвездие Водолея с фев­раля по май практически не видно, да и в июне, в сезон коротких ночей, созве­здие можно наблюдать очень непродол­жительное время. Таким образом, почти пять месяцев его звезды недоступны для наблюдений астрономам. Поэтому не исключено, что в течение нашего века звезда R Водолея может преподнести нам очередной сюрприз. Не зря многие ассо­циации переменных звезд постоянно на­поминают о мониторинге этой звезды не только профессионалам, но и любителям астрономии.

Ложка дегтя от Персея

Весной 2018 года астрономы ждали вспышку в созвездии Дракона. Правда, вспыхнуть яркой звездой она не должна была - так, вполне себе заурядное собы­тие, доступное только для наблюдения в телескоп. Звезда в Драконе не оправдала ожиданий, зато произошла вспышка другой звезды - V392 Персея.

Созвездие Персея
Созвездие Персея

Это была повторная вспышка. Впервые звезда в истории человечества вспыхнула в 1901 году, когда о ней практически одновременно сообщили астрономы-лю­бители: англичанин Томас Дэвид и росси­янин Андрей Борисияк, за что император Николай II подарил ему телескоп. Звезда достигла блеска 0-й звездной величины, став одной из ярчайших на небе. А вот во время вспышки 2018 года ее блеск с трудом дотянул до 6-й звездной величи­ны, что находится на пределе видимости невооруженным глазом, да и то в местах, далеких от засветки. При этом в момент максимального блеска на небесной сфе­ре она находилась на фоне зари, так что если ее и можно было увидеть, то лишь в бинокль.

Впрочем, «новые звезды», как называ­ют их астрономы, открывают ежегодно и случайно, без всяких прогнозов, так что нам остается только ждать именно ту, ко­торая может сравниться в блеске с самы­ми яркими звездами, сделав знакомое нам небо немного непривычным...

Спасибо за внимание! Подпишись, чтобы получать свежие статьи.