Советское наступление зимой 1941-1942 года можно довольно уверенно разделить на два этапа.
Первый охватывает конец ноября-декабрь. На этом этапе Советские войска добились главного успеха под Москвой, а также нанесли поражения немцам под Ростовом и Тихвином. В самом конце декабря Советские войска осуществили успешный десант в Керчи.
Второй этап охватывает январь 1942 года. Красная армия продолжила наступление под Москвой, но не смогла добиться окончательного успеха, т.е. сокрушить группу армий Центр под Ржевом и Вязьмой. При этом на Левом фланге группы армий Центр и правом Группы армий Север в ходе Торопецко-Холмской операции Красная армия заняла большую территорию и окружила немцев под Демянском.
Ещё два наступления под Любанью и Барвенково закончились крупным вклинением, но не имели развития. (А в конце весны - начале лета будут немцами срезаны)
Наконец попытка прорваться с Керченского плацдарма в Крым и на помощь Севастополю успеха не имела.
Декабрьский же успех был вызван истощением немецких сил и растянутостью их коммуникаций. Удары наносились в основном по флангам немецких наступающих клиньев.
К концу декабря немцы немного пришли в себя. И январские удары Советских войск по сути были локализованы.
Обращает внимание, что кроме попыток дожать оборону немцев под Ржевом и Вязьмой эти удары были нанесены на доселе не атакованных участках Советско-Германского фронта.
Планы были грандиозные: разбить группу армий Север и Юг, ну и конечно, окончательно разгромить группу армий центр.
По факту эти планы провалились. Даже успех в Торопецко-Холмской операции не принёс стратегического успеха. Потому что Демянский котёл был в конечном счёте немцами деблокирован. А нависание над левым флангом группы армий Центр тоже не удалось конвертировать в Победу. А самые опасные вклинения были ликвидированы немцами в июне 1942 года в ходе операции «Зейдлиц».
Отсюда возникает вопрос, не лучше было бы те силы, что были задействованы для январского наступления, бросить на дожимание Ржевско-Вяземской группировки.
Этот вопрос один из самых дискуссионных в Российской истории. И, на мой взгляд, немцев дожать было всё же можно. Ведь их положение и так висело на волоске.
Дополнительную уверенность выказывает то, что это было не просто наступление на окружение, но классические клещи, где немцев довили по всем направлениям.
Просто окружённую группировку немцы смогли бы снабжать по воздуху. Но это когда её не особо тревожат.
Но в январе 1942 коллапс немцев под Вязьмой был более чем возможен.
Успех на этом направлении заставил бы немцев перебросить на центральный участок все резервы, в том числе с соседних групп армий. И вот тогда можно было бы нанести удары на флангах (февраль-март).
Причём в зависимости от наличия средств сначала могли быть сымитированы главные удары пот теми же Любанью и Барвенково, чтобы затем тки прорваться по прямой соответственно на Синявино и и из Керчи, сосредоточив на участке реального прорыва артиллерийский кулак.
Т.о. в данном случае задачи решались бы не одновременно, а последовательно.