Наш собеседник, уже знакомая вам, Зои Лионидас, лингвист и историк, переводчик старинных хроник и документов.
- Сегодня говорим о простом средневековом мелком торговце. Начнем с главного - товар надо сначала доставить.
- Отметим интересную закономерность – бурное развитие торговли, немедленно после того, когда внешняя угроза для Франции надолго исчезла, почти немедленно привела к настоящей «транспортной революции». Для движения торговых караванов уже недостаточно было тропинок – в лесах прокладывались настоящие дороги, Гатились и осушались болота, через реки наводились мосты.
- Какой же транспорт предпочтительнее?
- Уже не годились лохматые крестьянские клячи. Посему, именно в это время начали выводиться и активно закупаться за границей благородные конские породы – выносливые, быстрые, способные перевозить немалые тяжести. Точно также для подобных коней уже не годился подножный корм и малокалорийное сено, откармливать их приходилось овсом, а заодно развивать «лошадиную» науку, держа на службе целый штат ветеринаров...
Коротко говоря, консерваторы по-своему «правы» отчаянно боясь хоть в чем-то уступить новым веяниям – жизнь устроена так, что за одной переменой последуют другие, причем до какого-то момента их количество будет нарастать лавиннобразно, пока не создастся и не прочно не утвердиться новая система вещей. Теория систем – эта молодая наука – требует от нашего поколения самог о пристального внимания, т.к. на ней основана и прежняя, да и современная история. Но вернемся.
Итак, некий товар – заморский и экзотический, или наоборот, привычный и будничный наконец-то достиг городских ворот.
- Теперь вступает в свою роль обычный городской розничный продавец?
- На этом деятельность оптовика подходила к концу; строгие законы Парижа требовали, чтобы он продал свой товар представителям местной розничной торговли, конечно же, оставив себе соответствующей барыш.
- Теперь нужно найти этих торговцев, чтобы купить товар. Где их искать?
- Розничные торговцы также не представляли собой некого единого конгломерата, распадаясь по богатству и величине оборота. Существовали дорогие крупные лавки – ювелирные, меховые, принадлежавшие продавцам пряностей, шелка или дорогих вин. Порой их хозяину кроме обширного погреба и складов для хранения дорогого товара приходилось иметь собственную вооруженную стражу, т.к. во время беспорядков и мятежей именно лавки с дорогим товаром оказывались особенно лакомой добычей.
Власти, облегчая надзор и налогобложение купцов, предписывали им селиться вместе; в результате в Городе возникали улицы Рыбная, Башмачная или Булочная. Лавку отличала медная кованая вывеска, на которой вполне реалистично изображался предмет торга, или нечто, должное его символизировать – бык для мясника, круглый калач для булочника и т.д.
- Пришлось бы прогуляться, через интернет-то не закажешь доставку?
- Впрочем, любой желающий мог также заказать доставку товара на дом, в любой день и в любом желаемом количестве. К примеру, в те времена процветала совершенно забытая ныне профессия молочника – должного рано утром доставлять к дверям заказчика плотно закрытый крышкой кувшин ароматного, еще теплого молока.
- Но традиционно всё же, посещение лавок и рынков?
- Самые крупные и дорогие лавки тянулись по обоим сторонам Моста Менял, где наряду с ювелирами и собственно менялами предлагали свой благочестивый товар продавцы крестиков, четок и небольших икон – злоязычные парижане окрестили подобных дельцов «отче-наши».
Кроме того с утра до вечера народом были заполнены до отказа все парижские рынки – Молочный, Мясной, Рыбный, и наконец – Крытый Рынок, где кроме торговли совершались также публичные казни – своеобразное совмещение, вы не находите?
Кроме собственно лавок торговля могла идти со складных столов (козлы, через которые перекидывалась доска), с крестьянских телег или даже с земли, на которой бедный торгаш расстилал кусок полотна и на всеобщее обозрение выкладывал свой товар. Строгие законы парижской купеческой корпорации разрешали въезд в город «чужим» розничным только в определенные дни – к примеру, для булочников это был четверг. Зато крестьянские возы, лошади и мулы, груженые мешками и корзинами, а также собственно крестьяне и крестьянки, несшие на собственных спинах свой нехитрый товар устремлялись в город ежедневно, едва лишь на рассвете открывались многочисленные ворота.
Опять же, в соответствии с законом, крестьянский товар, оказавшийся в Париже, не мог покинуть Город ни при каких условиях.
- Так куда девать то, что не продали?
- Нераспроданные остатки чаще всего просто оставляли на улице, к великой радости местных бедняков; подобная, несколько вынужденная «благотворительность» вполне устраивала и народ и власть.
-Как относились к торговцам? Привилегированный класс или категория нерукопажатных?
- Надо сказать, что в отличие от оптовиков, пользовавшихся величайшим уважением, розничных торговцев не любили, почитая жуликами и проходимцами, которые буквально спят и видят, как всучить покупателю лежалый товар, или обмишурить его с помощью обвеса или обсчета.
- Наговоры? Они же не такие?
- Стоит признать, что определенный резон в подобных подозрениях был, до наших дней дошли описания уловок, к которым прибегали нечистые на руку торговцы. К примеру, в те времена масло стоило тем дороже, чем более насыщенным был его желтый цвет. Сделав из подобного правильные выводы, дельцы-прохиндеи стали попросту подкрашивать его настоем ромашки. Когда Город попытался обязать торговцев бочковой сельдью обвязывать красными лентами прошлогодний товар, тогдашние бендеры, не желавшие терять прибыль, стали попросту смешивать свежую и лежалую сельдь. Анонимный автор «Парижского домоводства» предостерегает супругу от молока, разведенного водой... коротко говоря, эти примеры можно продолжать долго.
Впрочем, мошеннику, пойманному за руку, приходилось весьма несладко. В самом лучшем случае, стражники ударами палок гнали его через весь город с подвешенным на шею или грудь образцом фальшивого товара, тогда как двигавшийся рядом конный или пеший глашатай громко сообщал о преступлениях осужденного. Надо сказать, что после такого позора вести свое дело было практически невозможно, и неудачливый мошенник волей-неволей вынужден был покидать город. Впрочем, в более серьезных случаях – например, за спекуляцию во время войны – преступнику грозила тюрьма или даже виселица.
Чтобы не заканчивать на столь минорной ноте, стоит вспомнить забавную историю о вафельщике, которого поймали на том, что его товар был слишком легковесным. Бедняга отбивался как мог, громко крича, что взвесить горячие вафли он не в состоянии. Чем кончилось дело – по причине пропажи части бумаг остается неизвестным, и продолжению следовать.
- Да уж. Есть ещё, что посмотреть в средневековом городе-Париже.
А для всех любителей средневековой Франции предлагаем цикл материалов с Зои Лионидас:
1. Чем пахнет Осень Средневековья
2. Средневековый Париж
3. Никакой свободы, никакого равенства, никакого братства
4. На дне Парижа
5. Кто здесь власть?
6. Средневековый "майдан" в Париже
7. Средневековый бизнес
8. Лайфхаки средневековой торговли