Найти в Дзене

Про свет: на какие параметры лампочек смотреть при покупке

Оглавление

В виду большого разнообразия представленных в продаже бытовых источников света и - что самое важное - разных показателях их светоотдачи (т.е. количества света, производимого при затратах определённого количества энергии) ориентироваться "по старинке" на мощность ламп (в ваттах, Вт) уже бесполезно.

При выборе приходится принимать в расчёт целый ряд характеристик:

  • тип цоколя
  • световой поток
  • цветовая температура,
  • угол рассеивания луча,
  • индекс цветопередачи.

Мощность я здесь, как видите, даже не указываю, поскольку сейчас этот показатель имеет значение только, пожалуй, для прогнозирования будущих счетов за электричество.

Названные параметры выстроены в порядке убывания их актуальности при самостоятельном подборе бытовых лампочек. Неудивительно, что в этом же порядке убывает и то, насколько часто вы сможете встретить эти характеристики на упаковках изделий или в характеристиках товара на сайтах продавцов. Так, например, мощность #лампочки указывается производителем всегда, световой поток и цветовая температура - несколько реже, но тоже часто (многое зависит от типа источника света, и у ламп накаливания, например, цветовую температуру указывать бесполезно). А вот коэффициент мерцания мне пока даже не встречался))

Два из этих параметров уже рассматривались нами в предыдущих публикациях:

Эти характеристики отвечают за "яркость" (или "количество света", излучаемое источником) и за цвет свечения соответственно.

Ну а в этой публикации рассмотрим последовательно то, что осталось.

Тип цоколя

Если не вдаваться в технические детали конструкции цоколей и их маркировку, то с этим вопросом всё будет предельно просто. Когда вы выбираете лампочки для конкретного светильника - ищите в его характеристиках указание на тип цоколя.

-2

Когда же вы выбираете сам светильник, то тип цоколя станет последним, что вы будете учитывать при выборе: в первую очередь, наверное, будете смотреть на внешний вид и цену.

Тем не менее, следует иметь в виду, что бывают и бесцокольные светильники (как правило - светодиодные). В разделе "тип цоколя" описания товара у таких указано: LED. Это значит, что сам светильник представляет собой светодиодную панель в корпусе.
Недостатком бесцокольных светильников является то, что когда он "перегорит" ("сломается"), вы уже не сможете просто заменить в нём лампочку: менять придётся весь светильник целиком, а в отдельных случаях это уже может быть чревато нарушением декоративного покрытия поверхности, на которой он крепился (окраски потолка, например).

Вот, пожалуй, и всё, что требуется знать о типах цоколя, при подборе освещения себе в квартиру 😊

Угол рассеивания луча

Угол рассеивания мы зацепили, когда говорили о силе света. Эта величина уже включена в расчёт кандел лампочки, поэтому для вычисления "плотности" светового пятна никаких самостоятельных расчётов уже производить не придётся.

-3

Но зато понимание угла рассеивания луча сможет дать представление о том характере освещения, которого мы сможем добиться: общий заполняющий свет, навигационное освещение, либо эффект архитектурной/декоративной подсветки. Выбор угла зависит от того, чего мы хотим получить на выходе, какие задачи ставим перед световым решением.

-4

Прекрасным примером является освещение общественных пространств. Так, в некоторых ресторанах освещение намеренно фокусируют на столах, что обеспечивает больший комфорт для посетителей: затенённость вокруг их столика притупляет восприятие окружения и создаёт ощущение большей конфиденциальности.

Фокусированный и направленный на пол свет в узких коридорах способен точно таким же образом отвести внимание от расположенных близко стен, что делает пребывание в нём более комфортным: стены не будут "жать в плечах". Для этого вполне подойдут источники с углом рассеивания 36 град.

Ну а когда необходимо хорошо заполнить объём (что, как правило, и требуется для светильников основного света), следует выбирать источники с более широким углом рассеивания (например, 120, или хотя бы 60 градусов). Если не удалось подобрать источник с широким углом, который бы одновременно соответствовал необходимым параметрам по световому потоку и световой температуре, тогда потребуется увеличить само количество источников на помещение (не забыв при этом соответствующим образом сократить их световой поток, чтобы не было пересвета), добиваясь равномерного освещения всего объёма.

Кстати, в рамках угла рассеивания световой поток распределяется неравномерно, производя на одних участках бОльшую силу света, на других - меньшую. Это порой создаёт очень интересные световые рисунки на рядом расположенных стенах.

-5

Грубо говоря, можно сказать, что кроме угла, у луча света существует ещё и "форма". Понимание этой формы даёт диаграма светового распределения, которую некоторые производители предоставляют по своей продукции:

-6

Как правило, при подборе ламп для квартиры уходить в такие дебри никакой нужды нет, достаточно просто держать в уме, что источники основного света в жилых помещениях (если иное не предусмотрено концепцией дизайнера) должны светить не только на пол, но также на стены. Люстры, которые светят ещё и на потолок, обеспечивают тем самым ещё большее наполнение объёма рассеянным мягким светом, но создают над собой яркое пятно с пересветом. К этим пятнам мы все привыкли, поэтому не замечаем, но, строго говоря, они не являются показателем хорошего равномерного освещения.

Индекс цветопередачи (CRI)

Этот показатель часто указывают в характеристиках светодиодных и люминесцентных ламп, он же регламентируется в действующих нормативах по освещению, где для объектов с разным назначением даны соответствующие им значения CRI. Нам сейчас нет необходимости глубоко погружаться в методику его расчёта, главное - понять, что он из себя представляет и каким он должен быть.

СНиП 23-05-95 (в актуализированной редакции - СП 52.13330.2016) "Естественное и искусственное освещение", объединяющий в себе все важнейшие нормативы по освещению, даёт такое определение этому показателю:

Индекс цветопередачи - мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света при одинаковых условиях наблюдения.

Маркировка на лампах ставится так: (CRI)90 или <Ra<90

-7

Иными словами, этот показатель даёт нам знать, насколько достоверно по шкале от 0 до 100 мы будем воспринимать цвет объектов, освещённых этим источником света.
Чем меньше показатель - тем более искажённым будет наше восприятие. Показатель 100 означает абсолютно корректное восприятие, и таковым он является, например, у солнечного света.

Важно не путать индекс цветопередачи с цветовой температурой, которую мы рассматривали ранее. И в этом - основная тонкость: два светильника с одинаковой цветовой температурой могут иметь разные показатели CRI, и наоборот.

Всё дело тут в том смещении тона, которое наблюдается при воздействии света на поверхности разного цвета. Если цветовая температура говорит нам о том, в какой спектр сместится "в общем" цвет всех поверхностей (в "тёплый" или "холодный" в зависимости от светильника), то CRI покажет, насколько не синхронно произойдёт это смещение у поверхностей с разной окраской. Скажем, не обязательно смещение красных тонов будет таким же, как в синем спектре. И чем выше разница между смещениями по разным цветам - тем меньше показатель CRI (т.е. тем хуже цветопередача).

слева CRI 97, справа - менее 80
слева CRI 97, справа - менее 80

Ещё необходимо понимать, что низкие показатели цветопередачи не испортят зрение, а только исказят восприятие цвета.
Перефразирую:
они влияют только на цветопередачу, и на неё одну. Поэтому высокие показатели CRI нужны там и тогда, где и когда ставятся высокие требования к достоверности восприятия цвета предметов.

Если всё равно не до конца поняли - не страшно. Посмотрите тогда на некоторые нормативные значения CRI из СНиП 23-05-95, и просто учитывайте эти цифры при подборе ламп:

  • Фотолаборатории - CRI 90
  • Торговые залы супермаркетов - CRI 85
  • Помещения консьержа, вестибюли жилых домов, поэтажные коридоры и лифтовые холлы, лестницы, а также абсолютное большинство помещений, для каких норма вообще установлена - CRI 80

Указанный СНиП не нормирует цветопередачу для помещений в квартирах (что логично: жильцы сами могут решить, в каком освещении предпочитают жить). Но из анализа норм, прописанных для других помещений, следует, что CRI 80 - это показатель, подходящий для абсолютного большинства помещений и видов зрительной активности.

У себя в Дизайн-студии "Инстильер" мы завели такое правило, применяемое нами при разработке проектов интерьеров:
✔️ для подсветки макияжной зоны и рабочей зоны на кухне ставим CRI >90
✔️ во всех остальных местах устанавливаем CRI 80.

Подытожим

Несмотря на значительный объём информации, на практике вы вряд ли сможете всю её применить. Будет уже хорошо, если удастся найти лампочку, в которой из 5 названных в начале статьи характеристик вашим требованиям будут соответствовать хотя бы три:
✔️ тип цоколя
✔️
"яркость" лампы (световой поток, люмены)
✔️ цветовая температура

Если после отсева всего лишнего у вас останется, из чего выбирать - тогда для основного света берите угол луча пошире.
Ну а если (о чудо!) останется больше одного варианта, различающиеся при этом цветопередачей - то останавливайтесь на том, у которого CRI выше, но учитывайте, что и значения 80 для этого индекса в большинстве случаев вполне достаточно.
Главное - помните: на рынке освещения огромное количество продукции сомнительного происхождения и качества, подделок и контрафакта, поэтому отдавайте предпочтение именитым брендам и магазинам, которые внушают доверие.

🎓 Читайте, будет интересно:

▶️ Гипсокартонный потолок против натяжного | Раунд #1
▶️
Конструктивный разговор: виниловые обои
▶️
Конструктивный разговор: натяжной потолок

👍 Ставьте "лайк", если публикация была вам полезна.
Ваши лайки очень вдохновляют 😊
❤️ Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить
новые статьи на эту и другие темы!
👣 И заходите на наш сайт, чтобы познакомиться
поближе)))

💬 Давайте обсудим:

▪️ На какие параметры источников света вы ориентируетесь при выборе?
▪️ Какие ошибки вам случалось допускать при выборе?
▪️ Статьи на какие ещё темы вы бы хотели увидеть на этом канале?