Найти в Дзене
Июльский дождь

Эдуард Хиль

Оглавление

Солнечный голос

Источник: http://edhill.narod.ru
Источник: http://edhill.narod.ru

Военное детство. Ленинград. Начало музыкальной карьеры

Эдуард Анатольевич Хиль родился в 1934 г (или в 1933 г.) в Смоленске. Его детство пришлось на войну. Детство было совсем недетским, а тяжёлым и страшным — одним словом, военным. Детей из Смоленска эвакуировали без родителей, поэтому Эдуард оказался разлучённым с матерью. Но мальчику, можно сказать, повезло: он выжил в эшелоне об обстрелами и налётами по пути в эвакуации. Так Эдуард оказался сначала под Пензой, а через год под Уфой в детском доме. Это годы врезались в память. Он вспоминал и то, как им, малышам 6-7 лет приходилось ухаживать за ранеными в госпитале, и о голоде, и о том, как местные женщины учили детей находить пропитание в лесу. В 1943 г. матери удалось разыскать сына. Он был сильно истощён, не мог даже ходить. Она увезла его на родину, в Смоленск, где его выходила вместе с бабушкой. Надо сказать, что после освобождения от оккупации от города практически ничего не осталось, он был полностью разрушен — только Успенский собор, чудом уцелевший, возвышался над тем, что было когда-то Смоленском. Снова пришлось выживать, спасаясь от послевоенного голода.

Несмотря на всё пережитое в годы войны, юность Хиля прошла энергично. Он подумал о карьере художника, так как у него имелись способности к рисованию. Его дядя, живущий в Ленинграде, оценил его работы и посоветовал поступать в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (позднее имени В. Мухиной, сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица). Так юноша в 1949 г. оказался в Ленинграде, городе ставшем его второй родиной. Но учится в ЛВХПУ нужно было долго, а время было послевоенное, трудное для жизни. И Эдуард решил не быть обузой для родственников и поступил в полиграфический техникум в Ленинграде, где тоже пригодились его художественные способности. Параллельно он стал заниматься в оперной студии при Дворце культуры им. С. М. Кирова. И это стало первым трамплином к исполнительскому искусству. Между тем, после училища Эдуард начал работать на офсетной фабрике мастером, но уже 1955 году поступает в Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова на кафедру вокала (класс проф. Е. Г. Ольховского).

Уже во время обучения Хиль начал выступать в оперной студии консерватории, исполняя классический оперный репертуар, в основном это были баритоновые партии, но пробовал петь и в теноровом диапазоне. Также он становится солистом Ленконцерта с классическим и народным репертуаром.

Однажды в зале оперной студии консерватории состоялся концерт К. И. Шульженко, всенародной любимице. Билета Эдуард не смог, поэтому забрался в суфлёрскую будку и слушал оттуда. Песни в исполнении Кладии Ивановны (а она была не столько сильна голосом, сколько обладала неповторимым умением «прожить» песню) произвели сильное впечатление на студента Хиля, и он понемногу стал включать в репертуар эстрадные песни. Позже Шульженко, услышав Хиля на каком-то конкурсе, посоветовала ему развиваться именно в песенном жанре. Потом он много раз выступал с ней в одних концертах. Сам Эдуард Анатольевич, вспоминая о выборе пути эстрадного артиста, говорил о влиянии К. И. Шульженко и Л. О. Утёсова.

Первая песня на пластинке вышла в 1959 г.за год до окончания консерватории. Ею стала песня И.Осетровой-Яковлевой на стихи Н. Глейзарова «Адмиралтейский наш завод».

Годы творчества

Творческая жизнь Хиля складывалась на редкость удачно. Он быстро заработал популярность и любовь слушателей. Он выступал во всех «Голубых огоньках», часто участвовал в главном песенном представлении СССР «Песня года», где звучали лучшие песни за прошедший год.

Конечно, Эдуард Хиль не был единственным на небосклоне советской эстрады. Тогда эстрада просто сияла подлинно большими голосами и яркими артистами. Иосиф Кобзон, Вадим Мулерман, Муслим Магомаев, Юрий Гуляев — вот неполный список ярчайших баритонов тех лет. Но, не умаляя заслуг других исполнителей (о каждом хочется рассказать свою историю), среди них всех Хиль выделялся среди мастеров эстрады какой-то лёгкостью, открытостью, искренностью, улыбчивостью. Этому, наверное, способствовало и то, что Хиль первым на советской эстраде позволял себе более лёгкую, менее статичную манеру исполнения, что до определённого времени не позволялось исполнителям на сцене. Он, казалось, всегда излучал жизнерадостность, доброту и молодость. Он оставался молодым душой и сердцем до последних дней.

"Зима" (музыка Э. Ханка, слова В, Острового)

Эдуард Анатольевич оставил огромное песенное наследие. Кажется, что ему удалось поработать со всеми выдающимися композиторами советской эпохи: Г. В. Свиридовым, А. С, Морозовым, А. П. Петровым, С. И, Пожлаковым, М. И. Блантером, А. Н. Пахмутовой, В. Е. Баснером, В. А. Гаврилиным, В. В. Дмитриевым, А. И. Островским — перечислить всех просто невозможно.

В репертуаре Хиля было множество песен, которые стали любимыми в народе. Вот лишь некоторые из них «Это было недавно, это было давно», «Как провожают пароходы», «Вода, вода», «Зима», «Не плачь, девчонка», «На безымянной высоте», « Серёжка ольховая » , «А люди уходят в море», «Как хорошо быть генералом», «Аты-баты, шли солдаты», «Песня длинною в жизнь», «Песня остаётся с человеком» и т. д. и т. д.

  • «Как хорошо быть генералом»

А с песней «Как хорошо быть генералом» приключилась одна драматическая история. Хиль вместе с оркестром Ю. В. Силантьева выступал с концертом в лётной академии, где учился Юрий Алексеевич Гагарин. Тот попросил певца исполнить песню «Как хорошо быть генералом» (В. Гамалия, М. Танич), где рассказывается о мечтах одного молодого итальянского капрала. Силантьев засомневался, не обидит ли это присутствующих на концерте генералов. Но песню всё же Хиль исполнил. Генералы стали покидать зал уже во время исполнения, а потом Хиля вызвали в Главное политуправление на проработку. Наказание было очень суровым: целый год песни в исполнении Хиля не будут звучать ни на телевидении, ни радио. Сам Эдуарда Анатольевича тот же Гагарин. На концерте в честь принявшего руководства страной Брежнева (после снятия Хрущёва) Хиль поделился своей печалью с Гагариным, который тут же решил вопрос с тогдашним министром обороны страны, у которого, кстати, чувство юмора было, в отличие от его подчинённых, он даже предложил наградить Хиля.

"Баллада о капрале, или как хорошо быть генералом" (

В восьмидесятые годы на ленинградском телевидении Хиль ведёт свою авторскую программу «У камина», посвящённой истории русского романса.

Трудные девяностые. “Распутин»

В девяностые годы Хиль, к тому времени уже народный артист РСФСР, оставшись, как и многие, без средств к существованию, волею случая начинает работать в знаменитом парижском кабаре «Распутин» (avenue des Champs-Élysées). Его пригласила хозяйка заведения мадам Мартини. Репертуар кабаре состоял, в основном, состоял из русских романсов, народных песен и хитов советской эстрады. Хиль вспоминал, что в кабаре удивительно профессиональные музыканты, они понимали исполнителя с полуслова и могли сыграть всё что угодно. Работа была тяжёлой, вступать приходилось ежедневно с десяти вечера до трёх ночи, а оплата была более чем скромная. Выступления Хиля пользовались успехом, послушать его приходили не только нувориши, но звёзды французского шансона, например, Шарль Азнавур и Мирей Матье. Хиль сотрудничал с «Распутиным» целых три года.

«Мистер Трололо»

"Вокализ" (музыка А. Островского)

Многие, конечно, знают ещё об одном удивительной истории, которая приключилась с Эдуардом Анатольевичем в 2010 году. В 2009 году Эдуард Хиль стал гостем Олега Нестерова в его программе «По волне моей памяти» на телеканале «Время». Среди прочего там прозвучал фрагмент забавной песенки на музыку Аркадия Островского «Вокализ», записанной Хилем в 1976 году. Затем кто-то из пользователей опубликовал ролик с песней на Youtube. Кто мог предположить, что эта нехитрая песня взорвёт мировую сеть и станет мемом. Несколько миллионов просмотров, тысячи комментариев, огромное количество пародий в Америке и Европе. Одну из пародий записал известный австрийский актёр Кристоф Вальц ( https://www.youtube.com/watch?v=xDMGVaHgTv4 ). Известно, что песня не была задумана Островским вокализом в 1966 году. На самом деле, у неё был текст. Начиналась она примерно так: «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой. Моя жена ждёт меня в Кентукки и т.д.» — в общем, это была песенка молодого ковбоя. Конечно, такой текст в 1966 году не мог прозвучать с советской эстрады. Пытались переделать слова в советской стилистике, но получалось глупо. Так песенка американского ковбоя стала вокализом, хотя музыкально она всё же навевает образы американских прерий и ковбоев. Первым исполнителем был не Хиль, а Валерий Ободзинский, пел его и Муслим Магомаев. Но благодаря невероятному приключению этой песенки в сети, она, похоже, навсегда останется связанной с Эдуардом Хилем. Эдуард Анатольевич, кстати, узнал о своей всемирной славе случайно и принял это достаточно спокойно. Хилю даже предлагали гастроли по США, но он отказался. Сам певец использовал эту песенку для розыгрыша на своих концертах за рубежом. Он объявлял публике, что сейчас исполнит песню на их родном языке (в Германии - на немецком, в Швеции - на шведском и т. п.), и начинал петь «Вокализ». И люди до конца песни ждали, когда же певец начнёт петь на их языке, и только к концу понимали, что их разыграли.

Кажется, что эта история с «Мистером Трололо» могла случится только с Эдуардом Хилем, потому что его солнечная энергия, заключённая и в этой песне, и во многих других его произведениях способна и через 50 лет заряжать слушателей всех возрастов во всех точках Земли. За это наша великая благодарность этому великому исполнителю! Спасибо вам, Эдуард Анатольевич.

P.S. В статье использованы материалы с официального сайта Эдуарда Хиля ( http://edhill.narod.ru ) и программ Дмитрия Гордона (Украина) и Олега Нестерова.