Санкт-Петербург. Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (БДТ). Спектакль "Слава" в его современном виде поставлен совсем недавно, всего год назад, хотя когда-то уже шёл на этой же сцене и в постановке принимал участие сам автор - Виктор Гусев. Тогда, в довоенное время, постановка пользовалась большой популярностью и каждый раз собирала аншлаг.
Пьеса написана в стихотворной форме, поэтому может быть сложной для восприятия. Я, например, поэзию не люблю, а подобные постановки обычно мне очень тяжело даются.
Кто-то из читателей точно обвинит меня в отсутствии интеллекта, но я не испытываю стыда, признаваясь, что не воспринимаю поэзию на слух. У всех свои интересы и предпочтения, в конце концов.
Но в случае "Славы" никаких проблем не было, хотя морально ещё до похода в театр я была готова к таким трудностям. То ли дело в самих репликах Гусева, то ли так сработало мастерство актёров, но я весь спектакль спокойно понимала каждое слово и мне не приходилось прокручивать в голове что-то снова и снова, пытаясь вникнуть в смысл.
При выборе спектакля сошлись 2 мои любимые "истории":
1. Тема Советского Союза;
2. "Звезда на сцене".
К СССР вернусь чуть ниже, а сперва про Усатову. К сожалению, "старая гвардия" со временем уходит, а потому я стараюсь пользоваться возможностью своего проживания в Санкт-Петербурге и при случае ходить на спектакли с участием известных актёров кино, пока те ещё живы и ведут актёрскую деятельность. Нина Усатова, конечно, ещё молода, если сравнить её с коллегой по театру Алисой Фрейндлих, но всё-таки никогда не знаешь, когда и она покинет сцену.
В "Славе" она задействована как актриса второго плана. На сцене её мало, но на поклоне, конечно, аплодисменты она собирает самые громкие. Нина исполняла роль матери: хозяйственной и обеспокоенной судьбой своего сына. Словом, играла роль обычной женщины и играла, надо признать, хорошо. Но ничего выдающегося я не увидела. Полагаю, что на её месте могла бы быть любая другая актриса. Нина Усатова на данный момент задействована только в двух постановках на сцене БДТ, также принимает участие в антрепризных спектаклях и периодически занята в кино. Возможно, возраст и здоровье не позволяют чаще выходить на сцену. Ну, или отсутствие желания :)
Пьеса затрагивает тему идеологии советского человека. В центре истории разные интересы двух людей. Одного ведёт желание славы, другого - долг перед Родиной. Как раз официальная аннотация меня и привлекла в первую очередь, когда я выбирала постановку, так как люблю подобные сюжеты. До просмотра спектакля мне казалось, что "Слава" будет продвигать идею самоотверженности в контексте служения обществу. Но уходила я с совсем другими мыслями.
Создалось впечатление, что Гусев изначально выступал против каких-либо крайностей. Что он не принижал желание славы и возвышал бескорыстную самоотверженность, а заставлял задуматься над ценой так называемого подвига. Будто он выступал против слепой отваги и бездумного выполнения приказов в пользу осознанного выбора. Впрочем, моя мама, которая ходила со мной, ничего такого не увидела - для неё пьеса осталась в рамках классического противостояния "добра и зла". Так что могу полагать, что и у других людей после похода на "Славу" могут потом быть интересные темы для обсуждений.
Постановка мне в целом понравилась и оставила самые приятные впечатления, что с БДТ бывает не так часто. Разве что я отрицательно восприняла очередные "современные фишки" режиссёра: использовали проекторы и игру со светом. Мне же кажется, что в такой драме достаточно было бы просто играть по сценарию - этого бы хватило зрителю за глаза. А все эти непонятные проекции на заднюю стену порой только отвлекали. Всё-таки мы не на стадионе, где большой экран позволяет лучше рассмотреть игроков. Кстати, что-то похожее было там же в спектакле "Война и мир Толстого".
Ну, и затрону тему выбора билетов в театр. С каждым разом почему-то всё сложнее и сложнее попасть на что-то стоящее. Идёшь на классику - а там актёров перекрасили в мимов или нарядили в джинсы и кроссовки. Выбираешь театр "с историей", но современную пьесу с известными актёрами - а там пошлятина и неуместные шутки. Сейчас приходится подходить к выбору спектакля как к целому проекту. Потратить вечер, чтобы посмотреть промо театра, изучить отзывы других зрителей. В отдельных случаях - поискать другие пьесы этого же автора и постановки этого же режиссёра, чтобы сравнить. Сейчас я даже порой ищу исходную пьесу, по которой поставили спектакль, чтобы пробежать её глазами, но в то же время лишаю себя дальнейшей интриги.
Я считаю, что любой театральный опыт полезен и что зрителю не может нравиться абсолютно каждая увиденная вещь. Но в то же время при "голосовании" честно заработанным рублём не хочется видеть халтуры и ещё на моменте покупки билетов есть логичное желание отсечь то, что точно не понравится. И когда идёшь не на антрепризу за 200-300 рублей, а в известный театр с именем за 2000-3000, не очень хочется ставить над собой эксперименты и покупать билеты наобум.