Казалось бы про "Ниву" сказано уже все, куча статей, в которых описывают историю создания, подробные характеристики и мало известные факты, и даже предполагаемое будущее легендарной машины. Добавить здесь что то действительно новое будет очень сложно. Однако, "Нива" производится уже, без малого, пол века, а это согласитесь срок! Срок, который переживают не многие модели автомобилей, да и не все автокомпании его способны пережить. Не говоря уже о том, что "Нива" готовится разменять полтинник, практически, в первозданном своем состоянии. Этому конечно есть масса причин, как хороших, так и плохих, но то, что это большой успех - это факт! О слагаемых успеха "Нивы" сегодня и пойдет речь.
Главным конечно стал завод-производитель - "ВАЗ". В начале 70х - это самый молодой, современный и большой автозавод в стране. Мало того, только он обладал уникальными для страны технологиями и оборудованием поставленным "Фиатом". Вообще на "ВАЗ", СССР денег не жалел ни когда, оборудование и лицензии регулярно приобретались за рубежом, по первому требованию завода. Так, например, "вставала" на конвейер "восьмерка", для которой лицензии были приобретены более чем у 20 зарубежных автокомпаний. Кроме того, завод постоянно и успешно наращивал производство классических "Жигулей", и уже в 73 году произвел миллионную машину. По мимо этого, "ВАЗ" не был критически отягощен военным гос. заказом, а это не мало важно. Например, "ЛУАЗ", который выпускал армейский ТПК, а на его базе гражданскую "Волынь", был вынужден, пару лет, производить гражданский вездеход с приводом лишь на одну ось!, из за дефицитного редуктора заднего моста, который первым делом шел на военный автомобиль. Ну и конечно способность завода, пусть не без потерь, пережить распад СССР и тяжелые 90е годы. Представьте если бы "Ниву" выпускал "АЗЛК" - скорее всего ее история уже давно бы закончилась, как закончилась история "Москвича".
Большая кооперация "Нивы" с другими ВАЗовскими моделями так же сыграла на руку вездеходу. Кроме металла кузова, всего переднего привода и других, некоторых элементов, остальные комплектующие либо полностью, либо с некоторыми доработками использовались от серийных "Жигулей". Что сильно облегчало и удешевляло производство новой машины, а так же снимало острую проблему - обеспечение запчастями СТО и владельцев. По мимо этого, такая кооперация позволила в полной мере сосредоточится на автомобиле в целом, а не распылять силы на создание каждого-нового элемента в отдельности. Она же помогла модели пережить тяжелые годы и спад продаж. Не имея такой глубокой кооперации с другими моделями, сошла на нет "Волга". Может быть имея внедорожник или минивен на своей базе, производство оставалось бы рентабельным даже при небольшом объёме выпуска каждой модели.
Удачная концепция и автомобиль. "Нива" - удачный компромисс, вездеходные качества не плохо сочетаются с комфортом легкового автомобиля. В этом, безусловно, заслуга ее конструкторов. В СССР, на тот момент уже был опыт создания вездехода с кузовом от легкового автомобиля, но это было скорее желание получить люкс внедорожник "малой кровью", чем реальный автомобиль. Например, "Москвич" - 410 - кузов легковушки слегка доработали и поставили на полный привод, машина даже пошла в серию и "с треском провалилась". Легковой кузов быстро "уставал" и его панели лопались, что бы установить передний ведущий мост всю машину пришлось значительно приподнять, в следствии чего, она стала критически склонной к опрокидыванию. Результат - смешные, по меркам «Нивы», объемы выпуска и сворачивание производства. В этом плане ВАЗовцы нашли не плохое решение: крепкий (3х дверный, изначально спроектированный под полный привод) кузов, независимая передняя подвеска колес. Короткая колесная база и такие же свесы кузова. Доработанные (под задачи вездехода) легковые мотор и задний мост. Дорожный просвет увеличили за счёт размера колёс. И все это дополнили комфортабельным салоном от "Жигулей". Так и появился автомобиль повышенной проходимости с комфортом легковой модели.
Высокий изначальный спрос. Спрос на «Ниву» оказался на много выше прогнозируемого и изначально планируемые 40 тысяч машин в год быстро переросли в 70. На внутреннем рынке ей попросту не было конкурентов - весь «УАЗ» шёл в армию и на гос. службу. «ЛУАЗ» же при всех своих плюсах был уж очень аскетичен и скорее конкурировал с тяжелыми мотоциклами. При такой же проходимости «Нива» имела современный дизайн кузова, а так же тёплый, сухой и комфортабельный салон. Впрочем конкурентов пришлось долго ждать и за рубежом, достаточно взглянуть на иномарки-вездеходы того времени, тяжелые рамы, рессоры в подвеске, неразрезные мосты передних колёс, максимально упрощенные кузовные панели и элементы салона. На их фоне «Нива» была конечно вне конкуренции. А многие зарубежные производители, даже стали применять отдельные ее решения на своих автомобилях.
"Нива" парадоксальный автомобиль, изначально проектируемый для производства на основе серийных "Жигулевских" узлов и агрегатов, она с успехом пережила на конвейере всех своих "доноров". А в лучшие свои годы, по количеству произведенных машин, могла потягаться с легендарной "шестой" моделью. Единственный отечественный (да и наверное зарубежный) автомобиль, который серийно производится без кардинальных изменений почти пол века. И до сих пор, успешно продается не только у нас в стране, но и заграницей. Причём не только в странах третьего мира, но и в благополучной Европе. Суммарный выпуск давно перевалил за 2 миллиона автомобилей. А мелкосерийные варианты кузова включали, даже экзотический у нас в стране кабриолет.
К сожалению, на определенном этапе, "Нива" остановилась в своем развитии, нет безусловно, в начале 90х она прошла через рестайлинг, получив новые: руль, переднюю панель, элементы салона, дверь багажника и задние фонари, коробку передач, а так же двигатель. Еще позднее двигатель оснастили впрыском топлива, из опций стали доступны ГУР и кондиционер. Но в основе своей это все та же машина, что в далеком 1977 году выехала из ворот завода. Впрочем, ее любят за то, что она такая, не дорогая, простая, в меру комфортная, с хорошим внедорожным потенциалом. И это внушает надежду, что свой полувековой юбилей, машина встретит все ещё на конвейере завода.