Найти тему
Литературный Мир

Литература: зарождение и становление.

Оглавление

Традиция фиксирования событий и верований уходит корнями в то время, когда люди ещё сидели у костра и рассказывали друг другу небылицы и разные события о том, что было раньше и о том, что происходит сейчас.

История сохранилась в виде легенд и мифов, передаваемых из поколения в поколение, и давала ответы на тайны мироздания и его творения. Письменные отчеты появились в то же время, что и древние цивилизации, но сначала изобретение письма выполняло простые прозаические функции, например, фиксировало сделки между торговцами или подсчитывало количество товаров.

Тысячи клинописных глиняных табличек, обнаруженных в городе Угарите в Восточном Средиземноморье в Сирии, свидетельствуют о том, что к 1500 году до н. э. письменная форма была уже сложилась.

Вскоре письменность превратилась из средства предоставления торговой информации в средство сохранения историй, который рассказывались людьми друг другу и которые были неотъемлемой частью каждой культуры и их обычаев, идей, морали и социальных структур. Это привело к появлению первых примеров письменной литературы, в эпических рассказах Месопотамии, Индии и Древней Греции, а также более философских и исторических текстов древнего Китая.

Как выразился известный американский прозаик Джон Стейнбек в 1962 году в своей речи на вручении Нобелевской премии:

"Литература стара, как и речь. Она выросла из человеческой потребности в ней, и она не изменилась, за исключением того, что стала более востребованной."

Мисс Бингли из романа Джейн Остин "Гордость и предубеждение" говорила:

"Скорее кто-нибудь устанет от чего угодно, но только не от книги!"

И для многих из нас это звучит вполне правдоподобно. Литература продолжает удовлетворять духовные и психологические потребности людей, открывая читателям доступ к миру и его невероятному разнообразию.

Существуют произведения, написанные сотни лет назад, которые продолжают очаровывать и актуальны и по сей день; сложные постмодернистские тексты все еще удерживают наше внимание; и новые романы, кажутся очень свежими, читаются на одном дыхании.

Определение литературы.

Хотя простым определением "литературы" является "все, что записывается", это слово стало ассоциироваться, в первую очередь, с произведениями художественной литературы, драмы и поэзии. Эти ценности присущи канону литературы, используемому для научных исследований и оценки, который развивался с середины 19 века.

Термин "канон" заимствован из религиозных текстов. Литературный канон - собрание произведений исключительного качества, которое считается общепризнанным, - был сформирован почти полностью из произведений западноевропейской литературы.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/10/17/18/book-1659717_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/10/17/18/book-1659717_960_720.jpg

Идея воспринимаемого канона "великих произведений" по-прежнему является полезной основой, но вместо термина, используемого для определения одного и того же набора названий, она развивается с каждым новым поколением, которое пересматривает идеологию и властные структуры, лежащие в основе отбора предыдущих поколений, и задается вопросом, почему некоторые другие произведения были исключены.

Возможно, изучение того, как создается литература, и проверка ее места в каноне могут помочь нам лучше читать.

История литературы.

Около 4000 лет назад первые письменные рассказы были написаны в форме стихотворений, в первых текстах использовались знакомые поэтические приемы. Многие ранние письменные тексты были религиозными, и священные тексты, такие как Библия и Коран, рассказывающие о ранних историях, оказывали влияние на письменность на протяжении веков.

В литературе, ставшей греческой драмой, использовалась повествовательная балладная форма, в которой были представлены персонажи с индивидуальными голосами, припевы, а также различные категории комедии и трагедии, которые используются и по сей день. Сборники рассказов, составляющие "Арабскую тысячу и одну ночь", имеют различное происхождение, но в этой прозаической литературе, написанной простым языком, используются техники, которые, в конечном итоге, стали основой современных романов.

Несмотря на то, что обширная средневековая эпоха была отмечена светскими событиями, на Западе преобладали религиозные тексты на латыни и греческом языке.

В эпоху Возрождения совместная энергия новых философских исследований и изобретений открыла путь к инновациям в литературе. Движущей силой Возрождения было создание новых переводов древнегреческих и римских текстов, которые освободили ученых от догмы церкви. Гуманистическая образовательная программа, включающая философию, грамматику, историю и языки, была построена на мудрости древних людей.

Библия была переведена, что позволило христианам общаться со своим Богом. Печатный станок Гутенберга привнес книги в жизнь простых людей, а такие авторы, как Джеффри Чосер и Джованни Боккаччо, сделали основной литературной тематикой повседневные истории.

К началу 17 века Мигель де Сервантес и Даниэль Дефо дали миру то, что многие ученые считают первыми романами. История литературы определяется авторами, объединенными определенным стилем, техникой. Романтическое движение, для которого характерны не столько сюжет и действие, сколько сюжетные истории, в основе которых лежат эмоции героев, стало очень популярно.

Между тем, в Англии романтические поэты свидетельствовали о способности природы исцелять душу человека, и подобные темы поднимали новоанглийские трансценденталисты. Слово "жанр" все чаще применялось, например, к романам в готическом жанре.

В 19 веке на смену романтизму пришла новая форма соцреализма, разыгрывавшаяся в гостиных английского среднего и высшего классов. Федор Достоевский охарактеризовал свой роман "Преступление и наказание" как "фантастический реализм", а в темных монологах Раскольникова присутствуют элементы психологического триллера.

С годами художественная литература диверсифицировалась в различные жанры и поджанры, которые сегодня включают в себя все - от дистопийских романов до вымышленной автобиографии и написания холокоста.

В начале 20 века западное общество претерпело революцию благодаря промышленному и технологическому прогрессу, новым художественным течениям и научным разработкам. Затем последовал целый шторм литературных экспериментов, когда модернистские писатели искали изобретательские стилистические особенности, и писали фрагментарные повествования, отражающие страдания и отчуждение их меняющегося мира.

После короткого периода литературного оптимизма и экспериментов мир вновь оказался в смятении после начала Второй мировой войны, и написание литературы замедлилось, поскольку многие писатели стали участвовать в военных действиях, либо занимались пропагандой или делали репортажи с фронта.

Глобальный взрыв.

После двух жестоких глобальных войн мир был готов к переменам, и литература занимала центральное место на Западе 1950-1960 гг. Писатели и теоретики постмодернистов сосредоточились на искусстве письма, требуя от читателя большего, чем просто интерес к реалистическому повествованию. Новеллы теперь имели раздробленные или нелинейные временные интервалы, эпизоды магического реализма и множество вариантов завершения.

Постколониальная письменность появилась в Нигерии, Южной Африке и Индии, а такие авторы, как Габриэль Гарсия Маркес, помогли повысить статус группы южноамериканских писателей, отличающихся исключительным творческим потенциалом.

"Чтение является единственным средством, с помощью которого мы невольно, часто беспомощно, проскальзываем в чужую кожу, голос, душу другого человека." Джойс Кэрол Оутс