Возрастная макулярная дегенерация (AMD) является основной причиной необратимой слепоты во всем мире, которая, по оценкам, затрагивает более 8 миллионов человек только в Соединенных Штатах.
Несмотря на внедрение новых методов профилактики и лечения, к 2050 году распространенность данной патологии глаза должна увеличиться до 97% .
Дегенеративные заболевания сетчатки, такие как AMD, приводят к прогрессирующей, необратимой потере остроты зрения, при этом патофизиология заболевания сосредоточена на пигментном эпителии сетчатки (ПЭС).
Роль ПЭС заключается в устранении токсичных продуктов метаболизма фоторецепторов внешних сегментов, и эта функция обычно уменьшается с возрастом.
Современными формами AMD являются неоваскулярная (мокрая) и атрофическая (сухая), которые связаны с потерей остроты зрения.
Разрыв мембраны Бруха может открыть пространство для роста хориоидальных сосудов в субретинальное пространство, что приведет к отеку и дальнейшему образованию рубцов под сетчаткой (мокрая AMD).
AMD развивается, когда ПЭС не может выполнять свою физиологическую роль, и метаболические отходы от внешних сегментов фоторецепторов начинают накапливаться в пространстве под мембраной Бруха (друзы).
Это приводит к снижению проницаемости мембраны Бруха и уменьшению хориоидальной сосудистой системы, что приводит к увеличению накопления продуктов метаболизма и последующей потере пигмента в ПЭС. Это, в свою очередь, приведет к повреждению фоторецепторов.
Несмотря на активную разработку новых методов лечения и лекарственных препаратов для мокрой формы AMD, в настоящее время не существует доказанной терапии для лечения сухой формы AMD и заболеваний сетчатки, связанных с дегенерацией пигментного эпителия.
Есть некоторые данные, свидетельствующие о том, что трансплантация дифференцированных клеток ПЭС, полученных из эмбриональных стволовых клеток человека (ЭСКЧ), предотвращает потерю фоторецепторов и зрения в моделях макулярной дегенерации грызунов.
В исследованиях с использованием крыс субретинальная трансплантация клеток ПЭС, полученных из ЭСКЧ, привела к выживанию фоторецепторов вблизи места их имплантации по сравнению с другими областями сетчатки. При этом зрение сохранялось намного дольше по сравнению с контрольной группой, а побочные эффекты не проявлялись.
Это и другие исследования предполагают, что эмбриональные стволовые клетки могут быть потенциально безопасным и неисчерпаемым источником клеток ПЭС для эффективного лечения различных дегенеративных заболеваний сетчатки.
Недавно одна американская и одна южнокорейская группы сообщили о результатах безопасности и возможной биологической активности клеток ПЭС, полученных из эмбриональных клеток, имплантированных пациентам с сухой формой AMD и болезнью Штаргардта.
Японская группа также впервые описала успешную имплантацию дифференцированных клеток ПЭС из собственных перепрограммированных индуцированных плюрипотентных стволовых клеток пациента без каких-либо побочных эффектов.
Поэтому эти результаты побудили другие группы провести новые клинические испытания с участием клеток ПЭС для лечения различных типов макулярных дегенераций.
Тем не менее, существует большой разрыв между количеством подходящих элементов ПЭС, полученных из существующих производственных систем, и количеством элементов, необходимых для имплантации.
Кроме того, промышленное и крупномасштабное производство клеток для протоколов клеточной терапии требует специальных возможностей для разработки технологий, которые позволят создавать безопасные и эффективные линии клеток.