Удивительно, но эта необычная и интереснейшая часть Египта волею судеб оказалась вдали от туристических троп. Всего каких-то два часа на автобусе от Каира, и вы окажитесь на Суэцком канале, который считается одним из величайших инженерно-технических проектов в мировом масштабе.
Тонкая нить канала протяженностью в 164 километра, связала Средиземное море с Красным, и таким образом открылся кратчайший морской путь из Европы в Азию. Здесь три чрезвычайно необычных для Египта города - Порт-Саид, Исмаилия и Суэц, отличающиеся крайне нетипичной для этих мест европейской застройкой начала XX века. А уж наблюдать сам канал - зрелище еще более потрясающее. Гигантские нефтяные танкеры плывущие среди песчаных дюн. Сюрреализм. Фантастика.
Фотографируя канал, помните, что он - самое охраняемое место Египта. Это треть всех доходов страны. Это более 25 тысяч судов, ежегодно следующих из Европы в Азию и обратно и платящих существенные суммы за транзит. Египетская полиция, и без связи с каналом известная своим рвением контролировать каждый шаг туриста, здесь превзошла сама себя. Упрощенно говоря, все 164 километра Суэцкого канала объявлены закрытой военной зоной. Канал запрещено фотографировать, к нему запрещено даже приближаться без соответствующего сопровождения, либо в качестве пассажира рейсового автобуса. И это не просто слова. Количество охраняющих канал солдат выходит за рамки разумного - они там везде, и они бдят. И они очень тупы. И они больны шпиономанией.
И все же, не все так печально для туриста. Из любых правил есть исключения, и, как гласит китайская мудрость Дао - единственная вещь, которая никогда не изменится, это постоянная изменчивость всего на свете. Короче говоря, канал посетить можно и нужно. Это интереснейшее и абсолютно не банальное путешествие. Увидеть канал, фотографировать его, пройтись по его берегам, и даже совершенно спокойно созерцать проходящие сквозь него суда - можно. В некоторых точках:
1. Порт-Саид, набережная которого является западным берегом канала. Плюс, можно воспользоваться бесплатным паромом через канал, связывающим Порт-Саид и Порт-Фуад, что на восточном берегу. Здесь можно почти вольно фотографировать. Разумеется, стараясь целенаправленно не привлекать лишнего внимания многочисленных полицейских в штатском, и просто бдительных граждан.
2. Паромная переправа №6 в Исмаилии и близлежащий мемориал в честь Октябрьской войны с Израилем 1973 года. Это вероятно лучшее место на всем протяжении канала для созерцания и судов, и канала, и песчаных дюн вокруг.
3. Порт-Туфик, что возле Суэца. Здесь тоже можно довольно легко фотографировать канал и идущие по нему суда.
Все. На этом выбор мест для наблюдения Суэцкого канала заканчивается. Смельчаки могут попытаться фотографировать канал находу, из поезда, идущего в Порт-Саид. Начиная от Исмаилии ж.д пути проходят прямо над берегом канала, и вы увидите даже "бонусы" - египетские военные укрепления, артиллерийские позиции и патрули, катающиеся на джипах вдоль канала. Но имейте в виду - в Исмаилии в поезда подсаживаются полицейские в штатском и сопровождают состав до Порт-Саида. С большой долей вероятности эти господа в сером займут место неподалеку от вашей "туристической" персоны, и будут следить за вашими перемещениями по поезду. Не светите перед ними фотоаппаратом - это может печально закончиться. И уж тем более не вздумайте снимать из окна. Даже простые египтяне отличаются исключительным стукачеством, и вы не успеете оглянуться, как окажетесь в руках правосудия по подозрению в шпионаже. Лично я снимал из туалета, закрывшись там на щеколду, и чуть приоткрыв ржавое окно для объектива. Кроме того, оказалось, что не зря я и театрально кашлял и кряхтел в туалете, изображая тяжело выходящий из меня фуль, а затем вынул из фотоаппарата карту памяти и спрятал ее в носок. Некий мрачный субъект ждал меня у дверей туалета, а когда я вышел - последовал за мной и сел позади.
Порт-Саид
Город был основан французами в 1859 году на песчаной косе у выхода к Средиземному морю, где Суэцкий канал берет свое начало. Весь центр этого полумиллионного города и крупнейшего египетского порта застроен колоритными европейскими зданиями, часть из которых относится еще к 19 веку, а часть к началу 20-го. Более того, интересная деталь состоит еще в том, что Статуя Свободы, нынче являющаяся символом США, изначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием "Свет Азии", но в итоге было решено, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для слишком дорогостоящим мероприятием. И девушка-статуя отправилась за океан, в Нью-Йорк.
В путеводителе Lonely Planet крайне мало написано об этом городе, равно как и о Суэцком канале в целом. Ощущение, что авторов испугали бдительные египетские полицейские. И те ограничились дистанционным описанием достопримечательностей и технических подробностей.
Как уже упоминалось выше, будучи в Порт-Саиде можно абсолютно бесплатно воспользоваться паромом через канал в соседний Порт-Фуад, и по ходу дела посмотреть на канал во всей его красе. Паромы ходят каждые 10 минут. В Порт-Фуаде сохранился интересный европейский квартал двухэтажных вилл, и, кроме того, там находится и символ Порт-Саида - здоровенная и красивая мечеть.
Кроме того, в зарпадной части города расположен интересный военный музей, посвященный многочисленным войнам с Израилем 1956, 1967 и 1973 годов. Выдавая поражения за победы, музей в излишне бутафорском духе рассказывает о победах над восточным соседом.
Вот такой он, другой Египет.