Найти тему
Как на самом-то деле?

Кто-нибудь объяснит, наконец, что же такое технология Стелс? Часть 2

Первая часть здесь

Но технологии стелс это не только обеспечение малозаметности в радио диапазоне, это также снижение излучений от самолёта в инфракрасном диапазоне. Самая горячая часть на самолёте, безусловно, сопло его двигателя, далее струя выхлопа. Аэродинамический нагрев обшивки при полёте на сверхзвуке и в режиме огибания рельефа местности тоже может быть значительным – до 300-350 градусов. Как решается эта проблема? Терететически способов только два. 1. Закрыть горячие элементы для направления откуда может прилететь подарочек с ИК ГСН. 2. Сделать горячий элемент негорячим.

Ракеты с инфракрасными (тепловыми) головками самонаведения в наземных зенитных комплексах применяются мало. В основном это комплексы малой дальности и ПЗРК. Но в истребительной авиации они очень распространены. То есть можно ожидать атаку тепловой ракеты как снизу, так и сверху. При этом эти ракеты чаще всего пускаются вдогон за самолётом, потому, что именно сопла захватываются ГСН на сопровождение. Как решают конструкторы эти проблемы?

В первом самолёте с технологией стелс - F-117 двигатели расположили над крылом, а сопла разделили на много мелких частей, сделали плоским и прикрыли снизу специальной поверхностью.

Источник: сайт Каропка https://karopka.ru/community/user/18188/?MODEL=508928
Источник: сайт Каропка https://karopka.ru/community/user/18188/?MODEL=508928

Масштабная модель самолёта F-117, автор модели Виктор Топильский

Благодаря такому решению сопло в нижней полусфере практически не видно, а струя газов, сразу за крылом эффективно смешивается с холодным воздухом. то есть применены оба способа.

На следующей машине стелс – бомбардировщике B-2 применили аналогичный подход.

Источник: сайт Каропка https://karopka.ru/community/user/24468/?MODEL=530743
Источник: сайт Каропка https://karopka.ru/community/user/24468/?MODEL=530743

Масштабная модель самолёта B-2, автор модели Rafał (Podciech)

На F-22 этой проблеме уделили меньше внимания, ограничились просто плоскими соплами

Источник Яндекс-картинки, автор Jonathan Derden
Источник Яндекс-картинки, автор Jonathan Derden

Сопла F-22

Две пластины сверху и снизу сопла обеспечивают лишь поворот струи в вертикальной плоскости для повышения маневренности, но не скрывают тепловое излучение.

На F-35 тоже не заморочивались с этим. Здесь важнее было обеспечить поворот реактивной струи для вертикального подъёма самолёта.

Автор фото Cpl. Aaron Henson Общественное достояние
Автор фото Cpl. Aaron Henson Общественное достояние

Естественно, радар-блокеры (см. https://clck.ru/Jg2QT), за турбинами обоих этих аппаратов отсутствуют. Что касается снижения излучения от обшивки, то в этом то как раз какое-то покрытие и может помочь. Как с нагревом, так и и с излучением. Но данных нигде найти не удалось.

Первая часть статьи

Следующая часть будет юмористической – стелс-корабли. Оборонка США смеётся, налогоплательщики рыдают.

Часть 3

-6

Автор собирает средства на создание аналитического портала. Спасибо за поддержку!