Любой уголок земли достоин того, чтобы быть воспетым. Долины рек, головокружительные горные пейзажи, урбанистические сюжеты, заброшенные деревеньки и дальние монастыри, – во всём есть поэзия, если посмотреть на это глазами художника.
Скамейка под дождём, вывороченное с корнями дерево могут стать отличным поводом для потрясающего полотна, когда кисть мастера берётся за дело. Именно искусство помогает сосредоточиться на тех важных подробностях будней, которые мы пропускаем в суматохе или не придаём им значения.
Не потому ли тянется душа к простым и понятным пейзажам, что так не хватает живого, настоящего в современной жизни? Когда на холсте стеной вырастает лес, щедро позолоченный солнечными бликами, всё замирает внутри от невыразимой радости. Казалось бы, с чего? Просто ёлки или берёзы, пни, сухие ветки и болотины, но оттуда-то из глубины холста, из самой его дремучей чащи вдруг раздаётся пение птиц, шум ветра в верхушках сосен, и доносится ни с чем не сравнимый смолистый аромат хвои вперемешку с терпким запахом прелых листьев и влажных болотных испарений.
В полотнах нашего современника Юрия Дмитриевича Васендина поражает то, что они существуют сами по себе, вне времени. Эти раскидистые толстоствольные сосны, худенькие однобокие ёлочки, разъезженные ухабистые лесные дороги были точно такими же сто и двести лет назад, и впредь изменятся вряд ли. Разве что совсем чуть-чуть. Вечный коловорот славянского календаря воплощается с реалистической точностью в пейзажной лирике художника.
Девочка и старик-монах «В Пустыни» – два главных символа вечности, объединившихся под сенью могучих сосен. Солнечным лучиком молодости светится маленькая фигурка, спокойные вибрации мудрости исходят от седовласого старца. Кто они? О чём они молчат, сидя рядом на скамейке в глухой зелёной чаще? Всё в картине построено на контрастах и уравновешивается светом: чёрная ряса мужчины рядом с пёстро-красным нарядом ребёнка, низкая потемневшая от времени часовенка в окружении желтоватых сосновых мачт, вся в ярких бликах солнца поляна на фоне сумрачной глуши вдали.
Даже если бы художник вовсе забыл поместить изображения людей в центр картины, сюжет остался бы прежним. С фотографической точностью переданы всепоглощающие спокойствие и умиротворение природы, в которой всё неизменно гармонично. Каждое деревце, каждый камешек на берегу будто не писались отдельными точными мазками, а сразу целиком поднялись из недр холста. Осторожно вырисованные человеческие фигурки в самом центре пейзажа растворяются в нём, становясь его деталями.
Потребность сегодняшнего человека остаться частью живого мира, не скатиться по рельсам цивилизации в пропасть экологических катастроф, скрытым призывом зашифрована в тайных кодах картины. Только живущий среди вечной красоты художник в силах перенести её на свои полотна, не исказив и не солгав. Юрию Васендину, талантливому архангельскому живописцу, видимо, самим Богом дано было родиться среди суровой и прекрасной природы великого Русского Севера. И свой дар он верно употребляет на то, чтобы будить уснувшие древние силы в уставших душах современников.
Автор: Лёля Городная