Позавчера поговорил с местным жителем испанской провинции Каталония по этому поводу. Хайме уже под семьдесят, ездит он на старом Пежо 1984 года выпуска. Свою машину очень хвалит: говорит, что несмотря на пробег в четыреста тысяч, до капитального ремонта двигателя еще далеко. Видимо, тот факт, что на холостых Пежо стабильно держит около полутора тысяч оборотов, его мало беспокоит. А вот что новые машины в Испании да и вообще в Европе продают без запаски, его беспокоит весьма сильно...
Сначала я не поверил, залез в интернет, чтобы убедиться. И действительно, Американская Автомобильная Ассоциация около пяти лет назад провела соответствующие исследования. Выяснилось, что на тот момент в США было около 36% автомобилей, ездящих без запаски. И это было пять лет назад: думаю, что сегодня ситуация ухудшилась еще, и количество авто без запаски составляет около половины.
Для русского человека это кажется весьма странным, впрочем как и для европейца старшего поколения. Причин этому в общем-то две. Первая – это пресловутая экономия и тенденция к улучшению топливной эффективности. Полноценное запасное колесо весит 10-15 килограмм в зависимости от диаметра. Добавляем сюда домкрат и балонный ключ, итого плюс 15 кг к весу авто. Для нас это ничто, а вот европейцы и американцы сильно переживают по этому поводу. Ведь машина будет потреблять аж на 0,1 литра на сотню больше!
Сначала стали ставить "докатки", а потом и вовсе перешли на ремкомплекты и шины run-flat. Это дешевле, из-за чего автомобиль сам по себе немного теряет в цене, и экономит кучу топлива... ну, по крайней мере они так считают. Но еще одна причина, из-за которой перестали продавать авто с запаской, еще ужаснее: по статистике только 20% американских водителей в возрасте до 34 лет умеют менять колесо и пользовать домкратом. Статистику я не выдумал сам, данные все той же американской автомобильной ассоциации за 2015 год.
То есть все молодое поколение водителей просто не представляет, что нужно делать в случае прокола колеса! Куда ставить домкрат? Что там надо крутить? Как снять колесо? Ответов на эти вопросы, которые кажутся нам очевидными, не знает подавляющее большинство молодых американских и западноевропейских водителей. В итоге получается, что даже если производитель положит в багажник нового авто полноценную запаску, с большой долей вероятности водителю все равно придется вызывать эвакуатор, потому что он попросту не будет знать, как ей воспользоваться!
В этом плане хорошо, что у нас еще достаточно большое количество авто идет с полноценной запаской или по крайней мере с докаткой. К счастью, в отличие от европейский молодых водителей, наша молодежь в большинстве своем все же знает, как поменять проколотое колесо. Ну, а если кто-то не знает, то стоит научиться, ведь у нас в России есть такие места, что можно замерзнуть, пока туда приедет эвакуатор...