Тот, кто хочет получить справедливый и устойчивый контракт между пожилыми и молодыми людьми, не может избежать более высокого пенсионного возраста. Но одного этого недостаточно.
Что общего у дискуссий об охране климата и пенсиях? И то, и другое требует четкого перераспределения времени и ответственности от старшего поколения к более молодому, с тем чтобы оно могло нести расходы. Большинству пожилых людей больше не придется нести ущерб, вызванный изменением климата, в причинении которого их поколение сыграло решающую роль.
То же самое относится и к установленным законом пенсиям. Ввиду низкой рождаемости и увеличения продолжительности жизни при сохранении прежних пенсионных прав и сохранении нынешнего пенсионного возраста молодое поколение будет испытывать огромные финансовые трудности, т.е. перераспределение с молодых на пожилых людей будет происходить еще более интенсивно, чем раньше. Требование Бундесбанка о повышении пенсионного возраста до почти 70 лет вызвало на этой неделе большой ажиотаж и негодование. Этого повышения будет недостаточно даже для обеспечения установленной законом пенсии.
Пожалуй, самой острой проблемой для многих людей, которые выйдут на пенсию в ближайшие десять-20 лет, является угроза бедности в пожилом возрасте, рост которой неоднократно подсчитывали и документировали. Установленный законом уровень пенсионного обеспечения в размере 48% от средней заработной платы уже сегодня необычайно низок — даже по сравнению со многими другими аналогичными странами. Кроме того, многие люди в течение своей трудовой жизни получают все меньше и меньше пенсий из-за низкой заработной платы, неполного рабочего дня или отсутствия постоянной работы.
Кроме того, в Германии проживает необычайно большое количество людей и домохозяйств, которые не могут обеспечить себя частными средствами - 40% немцев практически не имеют сбережений и зависят или будут в будущем зависеть от государственных пособий. Даже сегодня число людей, живущих в бедности в пожилом возрасте, вероятно, значительно выше, чем показывает официальная статистика.
С учетом этих фактов и цифр представляется целесообразным призвать молодое поколение быть более щедрым и поддерживать поколение пенсионеров. Нередко упускается из виду тот факт, что молодое поколение в Германии уже вносит относительно большой вклад в обеспечение пожилых людей, даже по международным стандартам.
Недавно, по оценкам DIW Berlin, сотни тысяч пожилых людей уже страдают от бесстыдной нищеты в пожилом возрасте.
Многие из этих людей имели бы право на государственные пособия, потому что их доходы слишком низкие. Однако они избегают их использования, в том числе и потому, что им стыдно просить о государственных пособиях после окончания трудовой жизни, часто полной лишений.
Взносы в систему обязательного пенсионного страхования, составляющие 18,6% валового дохода, уже сейчас очень высоки. Кроме того, 100 млрд. евро или более трех процентов от годового объема экономической продукции выделяется в виде налоговых субсидий на обязательное пенсионное страхование (GRV), которые в основном поступают от молодого поколения и оплачиваются за счет налогов.
Решение
Этот первый элемент заключается в более активном перераспределении, которое осуществляется в течение длительного времени и будет продолжаться в течение следующих десяти лет: Подрастающее поколение будет вынуждено платить постоянно растущие ставки взносов и налоги. Дело в том, что надежная и адекватная пенсия не может быть гарантирована только за счет постоянно растущих налогов и ставок взносов.
Поэтому в будущем пожилые люди также должны будут вносить больший вклад в обеспечение устойчивости пенсий. Для многих дальнейшее снижение уровня пенсий, который уже сейчас снизится с 48% до 43% в 2030 году, не представляется возможным. Таким образом, остается только возможность продления трудовой жизни и последующего выхода на пенсию. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни на один год требует более позднего возраста выхода на пенсию в восемь месяцев, с тем чтобы обеспечить устойчивость установленной законом пенсии.
Этот принцип уже давно игнорируется — за счет подрастающего поколения. Поэтому повышение пенсионного возраста до чуть менее 70 лет, как того требует Бундесбанк на 50 лет, вовсе не нереалистично. Однако верно и то, что многие люди не могут работать так долго, а другие не хотят. Поэтому повышение гибкости является важным элементом пенсионных реформ, с тем чтобы люди могли сами решать, когда они хотят выйти на пенсию.
Третий элемент заключается в том, что политика должна в срочном порядке реформировать так называемый принцип эквивалентности. Принцип эквивалентности означает, что каждый получает ежемесячные пенсионные выплаты в соответствии с суммами, которые он уплатил в СПС. Однако остается неучтенным тот факт, что люди с низкой заработной платой и доходами имеют значительно более низкую ожидаемую продолжительность жизни и, следовательно, получают более короткие пенсионные пособия.
Это еще одна причина, по которой большинство других промышленно-развитых стран предоставляют более высокие ежемесячные пособия пенсионерам с низким уровнем заработной платы и доходов, что является очень важным инструментом по крайней мере для ограничения бедности среди пожилых людей.
Четвертым, хотя и игнорируемым, но, пожалуй, наиболее важным элементом устойчивости пенсионного обеспечения являются фундаментальные реформы рынка труда.
Наиболее распространенной причиной бедности в пожилом возрасте является то, что затронутые этой проблемой лица получают низкую заработную плату в течение длительного периода времени, являются безработными в течение длительного периода времени или работают неполный рабочий день, другими словами, не имеют возможности получить достаточное пенсионное обеспечение.
Этого можно добиться путем укрепления социального партнерства, упразднения мини- и средних рабочих мест, более эффективной интеграции длительно безработных в рынок труда и замены разделения супругов, с тем чтобы ограничить число работников, занятых неполный рабочий день. Все это важно не только для укрепления позиций многих людей на рынке труда и повышения их доходов, но и для придания более устойчивого характера официальной пенсионной системе.
Это приведет к увеличению экономических выгод, и перераспределение средств с молодых людей на пожилых может быть распространено на большее количество плеч.
Законодательная система пенсий в Германии сталкивается с той же дилеммой, что и недостаточная защита климата: и то, и другое требует все возрастающего бремени для молодого поколения, которое уже сегодня не может и не хочет нести это бремя в одиночку.
Сильная, устойчивая законодательная пенсионная система требует лучшей сбалансированности между поколениями, в которую не только пожилые люди вносят взносы, работая дольше, но и пенсионная система реструктурирована таким образом, чтобы предотвратить ее перераспределение из бедных в богатых.
Мы надеемся, что молодое поколение вскоре откроет для себя эту проблему, аналогичную проблеме защиты климата, и окажет давление на лиц, ответственных за разработку политики, с тем чтобы они осуществили устойчивые реформы.