Сейчас на дворе вторая половина осени и можно начинать разбирать накопившиеся залежи фотографий, анализировать что было, планировать что будет и, конечно, немного писать об этом.
Проходя по всем папкам путешествий по России, коих было большинство за последние 5 лет, так или иначе останавливаешь на одной из них. Сахалин-Монерон. И пусть фотографии давно уже многократно просмотрены и перебраны. Но хочется возвращаться и смотреть именно на них.
Наверное здесь играет играет роль психологический момент. Ведь известно, что наш мозг стремиться вернуть нас к незавершенному. А как мы не старались на Монероне, проводя в воде до 10 часов в день, но посмотреть и снять все, что может показать этот остров, за 5-6 дней невозможно.
Командорская экспедиция вышла у нас куда более целостной и завершенной. Мы сняли там почти все, что позволила нам природа. Здесь же одни ночные погружения, которые занимали у меня по 2-3 часа, и заканчивались после полуночи, не вписываются ни в какие Российские рамки. Это на Филиппинах или в Индонезии, такое может быть привычно, но ни как не у нас. По сравнению с единственным ночным погружением на острове Беринга, где нам буквально пришлось бороться за жизнь, контраст неимоверный.
Безусловно к дням на Монероне добавляются наши приключения в рыболовецком стане, вдоль сетей. Где к жестким и, местами неприглядным, реалиям добычи красной рыбы добавилось волшебное соседство морскими ангелами.
Вот где пару дней, подарили впечатлений, как от целой поездки. Рыбаки, сети, рыба, гибнущие морские обитатели, мы сами внутри сети, ангели и черти... И все это в весьма прозрачной, по меркам Сахалина воде. Видимо сыграло роль то, что мы погружались достаточно далеко от берега.
И вот здесь мы подошли к наверное самому важному моменту - воде. Прозрачной воде. И сегодня мне нравится смотреть на ТЕ фотографии, потому что там все видно. Их приятно разглядывать. Там много деталей. Это создает дополнительную атмосферу.
Я хорошо это ощущаю, когда сравниваю с поездкой этого года на Охотское море, в район Шантарских островов. Да, я пережил там много впечатляющих моментов. Увидел много интересного. Но сделать такие-же фотографии в воде, чтобы передать все это невозможно. В то же время просто фотографии растений и скал у Монерона заставляют остановиться и обратить на себя внимание. Вот здесь и начинает действовать та самая магия прозрачной воды.
Благодаря прозрачности существенно расширяются возможности фотографа. Появляются подводные пейзажи. Можно увидеть животных в родной среде обитания, а не только крупный портрет, где все что дальше головы растворяется в зеленоватой мгле. Ну а это все в свою очередь оказывает влияние на зрителя. Нам становится есть чем его удивить.
Тут как раз приходит в голову существующая тенденция в природной фотографии. Просто крупные портреты животных уходят на второй план. Все больше становится фотографий, где животное занимает лишь небольшую площадь итогового кадра. Этой тенденции уже не один год, но и сейчас она более чем актуальна. Посмотрите хотя бы на финалистов, завершившегося недавно WPY. Складывается ощущение, что это не сиюминутрный тренд. Это общее глобальное движение.
И возможно этому есть объяснение. В нашем мире слишком мало места остается дикой и нетронутой природе. Миру, не изгаженному человеком. И как обратная реакция на это, мы хотим видеть широту в фотографиях дикой природы. А просто крупные портреты животных, уже не способны вызвать тех же положительных эмоций как раньше. Ведь подсознательно мы видим их в неволе. В ограниченном пространстве. В опасности.
Вот отсюда и получается, что мы не можем полностью удовлетворить себя и зрителя, снимая в воде, где видно в лучшем случае на несколько метров. По этому и цепляется каждый раз взгляд за фотографии с Монерона. И так тянет каждую зиму купить билет на Сахалин, в надежде, что удастся разрешить клубок проблем, чтобы попасть на сказочный остров, с теплой и прозрачной водой.
А в завершение небольшой опрос. Знали ли вы раньше о существовании в России такого острова? Знаете ли где он находится? И в завершение - известно ли почему на него так сложно попасть?
Фотографии и текст: Андрей Нарчук. По результатам экспедиции 2016г. на Сахалин и Монерон.