Найти тему
Аспекты

AWACS

5/100

Самолёт, в который мне давно хотелось заглянуть, это AWACS (Airborne Warning and Control System) Любой. И вот такая возможность предоставилась.На удивление в самолёт пускали и даже отвечали на вопросы. Правда на каверзные вопросы ответ был стандартным — «этого я вам сказать не могу»...

E-3 Sentry в Абботсфорде.Фото автора
E-3 Sentry в Абботсфорде.Фото автора

Секрет открытых дверей раскрывался просто — самолёт уходил на модернизацию.

E-3 Sentry в Абботсфорде.Фото автора
E-3 Sentry в Абботсфорде.Фото автора

Сначала пару слов о самих AWACS(ах). Сама идея устаговить радар на самолёт возникла во время II мировой войны. Проблема заключалась в том, что не было ни подходящего самолёта, ни подходящего радара. А когда они появились, то возник длинный список новых проблем: охлаждение помехоустойчивость и тд. Пазл сложился только в 1949 году, когда совершил первый полёт EC-121. Однако потребовалось ещё 6 лет чтобы довести идею до ума.

EC-121 Музей USAF
EC-121 Музей USAF

В СССР ничего подобного не было и в 1959 (при “разрушителе” авиации Хрущёве) был открыт проект из серии «догнать и перегнать» по созданию советского AWACS(а), который увенчался принятием в 1965 году на вооружение Ту-126, созданого на базе пассажирского TУ-114. Было построено 12 самолётов, которые объединили в отдельную эскадрилью с местом постоянного базирования на аэродроме стратегической авиации под Шауляем.

Ту-126 в сопровождении A-4 Skyhawk.
Ту-126 в сопровождении A-4 Skyhawk.

Основным местом службы были авиабазы арктической группы (Оленья), откуда совместно с дальними перехватчиками Ту-128(Архангельск, Амдерма предполагалось встретить американские армады B-52. В дальнейшем Tу-126е заменили на А-50, а сейчас ведутся работы по A-100. E-3 Sentry оснащен передовым радаром, что обеспечивает обнаружение воздушных морских и наземных целей на расстоянии до 600 км

Радар AN/APY-2 ODR фирмы "Westinghouse
Радар AN/APY-2 ODR фирмы "Westinghouse

Кабина экипажа от Boeing -707, модифицированная по военным стандартам.

Кабина E-3 Sentry
Кабина E-3 Sentry

Доступ к фунциональности осуществляется с терминальных рабочих станций, которые могут иметь различные конфигурации в зависимости от роли оператора.

Рабочие станции операторов РЛС и управления.Фото автора
Рабочие станции операторов РЛС и управления.Фото автора

Фунциональная часть в виде программно — аппаратных модулей размещена в шкафах

Шкафы со спецоборудованием. Фото автора
Шкафы со спецоборудованием. Фото автора

Количество рабочих станций может варьировать от 9 до 14

Рабочие станции операторов РЛС и управления. Фото автора
Рабочие станции операторов РЛС и управления. Фото автора

За внешней простотой скрывается одна из самых сложных и дорогих систем из имеющихся на вооружении современных армий. Полным циклом разработки AWACS(ов) обладают США,Россия,Франция,Бразилия.