На Каннском фестивале 2011 года самой ожидаемой кинематографической премьерой был фильм «Древо жизни» Терренса Малика. К этой картине было обращено самое пристальное и пристрастное внимание. Безупречная репутация Малика как философа, некого отшельника, приемника сэлинджеровского табу на какие-либо публичные выступления и комментарии своего творчества. Еще с 2008 года было заявлено информированными источниками, что «Древо жизни» будет посвящено тайнам мироздания (что бы это ни значило). Обычно такие проекты ожидает полный провал. Но это лишь общее неписаное правило, Терренс Малик всегда считался исключением, что и подтвердил в этот раз. В итоге за «Древо жизни» Терренсу Малику жюри присудило Золотую пальмовую ветвь.
Мнение зрителей разделилось примерно поровну. Одна половина зала встретила картину с овациями и восхищением, другая же предпочла этому свист и негодование. Недовольная часть публики называли фильм и самого Терренса Малика слишком амбициозными. Но сам режиссёр никогда не стремился скрыть свои амбиции, каждая работа, каждая из немногочисленных его картин-плоды кропотливой и усердной работы. Кажется, что в современном кинематографе, только лишь Малик не боится так многозначительно говорить о, быть может, и очевидных вещах, но не для всех понятных-о жизни и смерти.
Некоторые критики сравнивают сюжет фильма с жизнью самого Малика. А также задаются вопросом «Для чего вообще нужен был образ младшего сына? Ведь он не играет никакой даже минимально значительной роли.» И сразу можно привести логичный ответ -у самого Терренса Малика было два брата и он являлся старшим из них. И будет вполне логично предполагать, что некоторые фрагменты, моменты режиссер брал из своих собственных воспоминаний.
Оставим фестивальные перипетии и попробуем перенестись в его необъятную кинематографическую реальность: туда, где раскинуло ветви то самое «Древо Жизни».
(«Древо жизни» в фильме-это дерево Эдемского сада где и произошло грехопадение, и дерево во дворе дома семьи из Техаса, где прошло детство Джека О’брайена, а в последствии взросление, которое и есть продолжительное по времени грехопадение — утрата невинности незнания.)
В «Древе жизни» ставятся два вопроса с последующими на них ответами:
1.Есть ли бог вообще? 2. Если он есть, то почему он позволяет твориться злу и несправедливости, и есть ли смысл быть хорошим?
Основная часть фильма заключается в воспоминаниях старшего брата Джека О’Брайена о своем детстве, отрочестве. И даже лучше будет сказать, что герой не просто вспоминает свое детство, а возвращается в него. Мир Джека перевернулся когда погиб его брат именно эта смерть заставляет его задумываться в его голове возникает ряд экзистенциальных вопросов. Почему так? Зачем? Где теперь его брат? Правильно ли он сам все делает? Именно для того, чтобы попытаться ответить на эти вопросы Джеку нужно вернуться в детство и попытаться «развинтить» этот мир. Разобрать его на порезы на пятке, рождение брата, платье матери, служение в церкви, соседского мальчика с лишаем, его собаку. Малик делает очень интересную вещь он воссоздает память, как некую иерархию воспоминаний. И даже, казалось бы, сторонний, не запоминающийся момент с калекой показывается таким же отчетливым, как например страх при любом появлении отца. Именно через детские воспоминания уже повзрослевший Джек взвывает к всевышнему.
В процессе погружения Джека в прошлое в поисках ответов да выше сказанные вопросы, повествование переходит от локального к глобальному. На экране разворачивается завораживающая картина зарождения Вселенной из взрыва, живот беременной матери прямолинейно связаны с планетой, где также как и в ее утробе начинается жизнь и в скором времени уже на зеленой лужайке пасутся динозавры. И вот так семейная картина плавно перетекает в безмолвное научное кино о рождении и смерти, над которыми не властен человек. Сочетание абсолютно несочетаемого – в данном случае христианства и дарвинизма, одновременной веры в динозавров, и в Бога, мягко говоря странное, но людям знающим философию Малика это не кажется странным. В данном фильме они находят некий компромисс.
В самом начале фильма женский голос, голос матери говорит и том, что у каждого человека есть только два пути, по которым следует идти по жизни. Первый путь- простой, просто плыть по течению, угождая своим желаниям и страстям. Второй- путь любви, терпения, самопожертвования и он более трудный.
Семья 11-летнего Джека глубоко религиозна. Она символизирует названные пути. Специфичность заключается в том, что, если отец предпочел дорогу естества, он является человеком догмы и этики протестантизма. В его понимании вера состоит в постоянных, еженедельных походах в церковь, в молитве перед едой. Также построить дом, вырастить сыновей, посадить дерево. В то время как мать Миссис О’Брайен выбирает путь благодетели и любви в духе пантеизма. Для нее бог растворен в каждом человеке, в природе вокруг, во всех явлениях. Мама рассказывает Джеку о двух путях Благодати и Природе, где второе всегда берет свое, первая всегда принимает и смиряется. Отец же учил уметь постоять за себя. Мать и отец борются внутри Джека, как добро и зло, как слабый и сильный, та самая природа и благодать. И кажется, что оба родителя правы, но сила с которой отец семейства хочет реализовать свои не воплощенные планы, мечты в сыне, оказывается слишком губительной для него.
Позже в какой-то момент Джек просто ломается и встает на путь жестокости: начинает грубить родителям и даже теряет веру в Господа после того, как на его глазах в бассейне утонул мальчик, после этого он и задает вопрос Господу : «Если ты позволяешь твориться беззаконию, злу, смерти невинных и детей, то почему я должен быть хорошим?» Джек начинает издеваться над своими братьями . Позже уже взрослый Джек, с печалью глядя из окна небоскреба, бормочет, что отец и мать все еще борются в нем- и в этот момент лицо у него выражает такую эмоцию, будто у него что-то болит внутри.
Музыка в «Древе жизни» практически не смолкает. Звучат произведения Баха, , Брамса, Моцарта, Мусоргского, — и это лишь начало списка.
В нем очень много реквиемов, потому что данный фильм— реквием по потерянному сыну, по утерянному семейному раю, единству. Симфонизм фильма именно в структуре, а не в звукоряде. В взаимодействии и длительности частей и вообще как фильм на них поделен. В отношениях личного и космического, не кинематографической ткани, а скорее музыкальной.
«Древо жизни» Малика получилось страшным, пророческим, а именно его проповедь для человечества оказалась жестокой. Повествуя историю семьи из Техаса на фоне создания Вселенной, он пытался показать ценность отдельно взятого человека, чье влияние на окружающих его людей безгранично. Показывает, как смерть одного человека может кардинально изменить жизнь нескольких людей, а в некоторых случаях десятки, сотни, тысячи. После просмотра «Древа жизни» оказываешься в замешательстве и начинаешь анализировать свой жизненный путь. И кто знает, возможно, после просмотра этого фильма мы начнем сильнее ценить свою жизнь, оберегать близких людей. А что касаемо любви? Любовь вне времени, ведь лишь она способна придать смысл существованию на Земле, так как без любви жизнь не имеет смысла.