Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. Отец - Караченцов Петр Яковлевич, художник-график, много лет проработал в журнале "Огонек". Мать - Брунак Янина Евгеньевна, балетмейстер-постановщик. Супруга - Поргина Людмила Андреевна, заслуженная артистка России. Сын - Караченцов Андрей Николаевич, выпускник факультета международного права МГИМО.
Мир театра Николай открыл для себя в раннем детстве. Мама Николая в те годы заканчивала ГИТИС. Параллельно как балетмейстер-постановщик ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, таких как ГАБТ, Казанский музыкальный театр, Музыкальный театр Улан-Батора в Монголии и др. Часто на репетиции брала с собой и маленького Колю. Неповторимый дух театра, красота балетного искусства с первой минуты заворожили мальчика. Коля решил стать балетным танцовщиком. Со своей стороны, Янина Евгеньевна считала такое занятие "не для мальчиков". С трудом отговорив сына от его выбора, отвела Николая в одну из спортивных секций. На некоторое время о профессии артиста было забыто. Правда, увлечение пластикой и танцами осталось у Николая на всю жизнь.
С 10-го класса Караченцов вовсю занялся подготовкой к поступлению в один из московских вузов, причем отнюдь не театральный. В то время при Центральном детском театре была создана группа "Актив", которую набирали из старшеклассников московских школ. В обязанности "активистов" входило дежурство в здании театра и слежение за соблюдением порядка школьниками. "За компанию" вместе со своим другом в "Актив" попал и Николай Караченцов. Жизнь снова столкнула его с театром.
Благодаря появившейся возможности Николай не только пересмотрел весь репертуар ЦДТ. В Клубе Искусств при театре прослушал весь курс лекций для школьников, на которых "читали" известнейшие актеры того времени: Эфрос, Марков, Филиппов и др. Слушатели тех лекций если не связали позже свою жизнь с театром, то уж обязательно полюбили его всей душой. Вскоре при ЦДТ открылась и студия самодеятельности для школьников. Караченцов записался в нее одним из первых. Руководителями студии были Печников и Миньковская, которые стали для Николая первыми учителями актерского мастерства. Надолго запомнилось волнение и от первой в жизни сыгранной роли в спектакле "Фигаро". Тогда же Николай твердо решил стать профессиональным актером.
В 1963 году с блеском прошел три тура в школу-студию имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТе. С тех пор театр стал неотъемлемой частью жизни актера Николая Караченцова. Его учителями были именитые актеры-"старики": профессор Виктор Михайлович Монюков, Василий Осипович Топорков, Василий Яковлевич Станицын. Талант начинающего артиста сразу заметили. За первую же студенческую работу, Дахно в спектакле Панова "Метелица", Караченцов был удостоен приза "за лучшую мужскую роль". Особую оценку получила и его дипломная работа - Милославский в "Иване Васильевиче".
В 1967 году Николай Караченцов с отличием окончил школу-студию. Обычно выпускников школы автоматически "распределяли" во МХАТ. Но в 1967 году в Московском театре имени Ленинского комсомола, в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Васильевича Эфроса, сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава. Новый главный режиссер театра Монахов обратился с письмом к руководству школы-студии МХАТа с просьбой о помощи. Впервые за всю историю существования школы, в виде беспрецедентного "исключения", десять ее лучших выпускников были направлены в театр Ленинского комсомола. Так Николай Караченцов стал актером театра и за 30 лет творчества ни разу не "изменил" "Ленкому".
Среди первых работ Николая - постановки, поставленные еще Эфросом. Приход в 1973 году в театр Марка Захарова перевернул жизнь театра. После успешной пробы Николая в первом спектакле Марка Григорьевича "Автоград 21", Захаров пригласил актера на главную роль в своем следующем спектакле "Тиль". Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелый текст, новые решения театральной постановки. Великолепно сыгранный Николаем образ Тиля - шута, хулигана и бунтаря - стал "кумиром" советской молодежи 1970-х. "Тиль" имел оглушительный успех. Постановка стала вехой в культурной жизни советского общества. С того времени имя Николая Караченцова стало известно всей стране.
Не меньший успех имела работа актера и в следующей постановке Захарова "Юнона и Авось". Граф Резанов в исполнении Николая - яркий и харизматичный образ путешественника, романтика и авантюриста, человека мужественного, волевого, в то же время ранимого и умеющего любить. Созданный им образ - настолько гармоничен, что тем более не случайным кажется фатальное совпадение имен и отчеств героя и актера. Спектакль сразу же стал одной из самых знаменитых московских постановок. "Революционный" дух, новый жанр "рок-оперы" сделали "Юнону и Авось" классикой, культовым спектаклем 80-х. Позже была выпущена и ставшая хитом аудиоверсия постановки. Вот уже 20 лет спектакль идет на сцене "Ленкома" и до сих пор собирает аншлаг.
Работа Караченцова в кино не ограничивается непосредственным участием в съемках картин. Актера часто и много приглашают для озвучивания зарубежных художественных кинолент. В частности, французский актер Бельмондо "говорит" исключительно голосом Николая Караченцова. Голос актера звучит и во многих мультфильмах для детей, таких как "Ловушка для Бамбра", "Пес в сапогах" и др.
Талант Николая Караченцова - поистине многогранен. Неизменным успехом и любовью слушателей пользуется его песенное творчество. Это - множество песен к различным фильмам и мультфильмам в исполнении актера. В частности, в кинофильмах "Белые росы", "Собака на сене", "Трест, который лопнул", в мультфильме "Пес в сапогах", во многих других. Всего в творческом активе - более 200(!) песен, в том числе выпущенных на дисках и кассетах: "Юнона и Авось"; "Вечер современной музыки на стихи С.Есенина. Я московский озорной гуляка", "Давид Тухманов и Юрий Энтин. О многих шестиногих", "У Вас в гостях Дюймовочка, Красная Шапочка и знаменитый утенок Тим", "Моя маленькая леди" и др. В 1996 году вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении актера "Сны и были Николая Караченцова".
Несмотря на насыщенный график работы, постоянные разъезды, съемки, репетиции Николай Караченцов успевает вести и активную общественную жизнь. Актера часто приглашают в качестве члена жюри различных конкурсов и фестивалей театрального и киноискусства. Николай Караченцов является председателем жюри Конкурса актерской песни имени Андрея Миронова.
Н.П. Караченцов - народный артист РСФСР, член Российской академии кинематографических искусств. Избирался секретарем Союза театральных деятелей России.
Главное увлечение Николая Караченцова - теннис. Любимый вид спорта дает актеру необходимый заряд энергии и бодрости. Он не раз становился участником ряда теннисных турниров, в том числе "Большой шляпы", "Марко-Гаррос", за кубок "Большого колпака". Как-то даже сыграл партию с первым Президентом России Б.Н.Ельциным. А еще Николай - заядлый автомобилист.
Николай Петрович Караченцов умер 26 октября 2018 года в Москве за день до своего 74-летия.