Найти тему

Культура вождения в Америке

Накопилось у меня мыслей и наблюдений относительно поведения на дорогах в Штатах.

Сразу оговорюсь, что впечатления мои личные, в основном из штата Иллинойс, не городской его части, по Чикаго я езжу мало. В других штатах бывали много, наблюдения совпадают.

Дабы не давать оценки и не сравнивать, просто опишу, как американцы ведут себя на дороге, а уж выводы пусть каждый делает сам.

Что они не нарушают никогда или почти никогда:

Соблюдение знаков, предписывающих поведение в ряду (ряд только для поворота направо-налево, только для проезда прямо)

Частая ситуация: два ряда, в одном пробка на 500-600 м, второй ряд свободен. Скорее всего, ряд стоит на поворот или же, наоборот, прямо. Нет, ну бывают красавцы, которые лезут, но за почти год тут таких случаев я видела не более 10.

Обочина

Для лучшего понимания: на трассе, по которой я езду ежедневно, по обочине можно ездить автобусам, т.е. она реально широкая, асфальтированная (точнее, бетонированная, но это детали) и всегда пустая. Частенько трасса стоит, но по обочине никто не едет. Опять-таки, я видела около 3-4 случаев за все это время, так что бывает все же.

Также интересно, что на обочине нельзя останавливаться без причины. Ни разу за почти год ни в одном штате я не видела ситуации, когда остановились «сбегать в кустики».

Небольшая зарисовка из жизни: в Аризоне, кажется, остановились мы на обочине на аварийке, супруг изволил фотозапечатлеть местные пейзажи (а там пустыня, ага), перешел дорогу и исчез за горкой. В зоне видимости вообще никого, место не самое популярное, видимо. Через 3 минуты за машиной остановился автомобиль с мигалками, я испугалась, думаю, все, каюк, останавливаться было нельзя, нам крышка. Подошел шериф, представился, спросил, все ли у нас хорошо. Я ему объяснила про резкую жажду к искусству, он пожелал хорошего отпуска и уехал.

Спецтранспорт

По правилам при приближении машины со спецсигналом, водитель не просто обязан пропустить ее, а должен прижаться вправо и остановиться полностью. И на встречке тоже. И, знаете, ни разу я не видела, чтобы кто-то нарушал или там пристраивался за спецтранспортом…

Школьный автобус

Ну тут как со спецтранспортом, в принципе. Если автобус остановился, чтобы взять на борт ребенка или, наоборот, разгрузиться, все останавливаются, включая встречку, и ждут. И не гудят :)

Парковка

Они, блин, паркуются по разметке! Не нарушают парковочные знаки (отсюда и до угла нельзя, третий четверг месяца на этой стороне не вставать, парковка запрещена с 9 до 6 и проч.). Частично это можно объяснить штрафами: я схлопотала $120 за парковку слишком близко к пожарному гидранту (хорошо, что есть скидка 50% при быстрой оплате), муж вот вчера принес $40 за парковку в день, когда ту сторону улицы должны были убирать.

Нам повезло, около нашего дома парковка бесплатна, в большинстве городков и районов есть стикер, который надо оплатить на год (типа резидентского разрешения).

Парковка в Чикаго дорогая, мягко говоря. Есть гаражи с почасовой оплатой и ночными/дневными тарифами, в гараже около больницы в центре Чикаго час парковки обошелся в $23, но на ресепшене больницы выдавали скидку до $11. На улицах оплата по времени и парковочных мест очень мало, вот вчера 40 минут обошлись мне в $2.50… Оплачивать можно через приложение или, по старинке, через паркомат.

Выезд на перекресток, за которым затор

Сначала я не понимала даже, почему они не едут, когда горит же зеленый. Потом поняла, преисполнилась уважения, и теперь тоже не выезжаю :)

Не препятствовать перестроениям

Это что-то удивительное для меня, никак не могу привыкнуть: включаешь поворотник, и тебя пускают. Всегда. Везде. Когда съезжаешь на трассу, автомобили в крайне правой полосе притормаживают или немного ускоряются, чтобы ты спокойно мог влиться в поток. Они выпускают тебя с прилегающих территорий. Они не прижимают и не гудят в потоке. К этому невозможно привыкнуть :)

Знак STOP

Большинство нерегулируемых перекрестков в Иллинойсе имеют знак STOP на всех улицах. Далее действует правило первой ночи, кто первый подъехал, тот и начинает движение. В спорных ситуациях машут рукой :) Есть нюанс: по закону необходимо полностью остановить машину, по факту частенько до полной остановки дело не доходит. Когда я полностью останавливалась, начитавшись правил, коллеги ржали, что сразу видно не местную :)

Пешеходы

Иллюстрирую: дорога по 2 полосы в каждую сторону, вечер, все уставшие с работы. На пешеходном переходе мама с детьми, доходят по середины, и тут младший ребенок разворачивается и бежит обратно, оказывается, шлепки снял и оставил на той стороне улицы. Бежит к маме обратно, на ходу теряет шлепок, бежит нему обратно, надевает.. Короче, канитель на пару минут. Никто не гудел. Никто не орал. Все водители просто сидели и ждали.

Надо признать, впрочем, что пешеходы тут более ответственные: в телефон на переходе не пялятся, на проезжую часть не бросаются, на красный не бегают. Исключения, конечно, есть, особенно много я их видела в Нью-Йорке, но в общей массе как-то осознаннее себя ведут.