Сидя на карантине появилось много свободного времени. То, до чего раньше не доходили руки, стало возможным. Наконец-то пересмотрел полностью все 6 сезонов сериала «Lost». И вот добрался до YouTube. Там попались на глаза видео про различные приключения наших за границей и их отношения с мигрантами. И вспомнилась одна похожая история, которая, как мне кажется, достойна упоминания.
Это было после знаменитого матча Россия – Испания на ЧМ-2018 (в Лужниках). Уже ночью, после долгих празднований победы в фан-зоне, мы с другом (Пашкой) попытались найти место в одной из кафешек. Все были битком, теснотища. Кое как пристроились. Нашими соседями оказались трое грустных испанских болельщика. Они что-то эмоционально обсуждали (проскакивало: Коке, Акинфеев, Де Хеа и т.д.). Друг Пашка решил познакомиться с бедолагами. Он довольно уверенно владел английским. Оказалось, что из троих испанцев (Энрике, Маноло и Вито (или Виктор, уже не помню)), Энрике хорошо знал английский, Маноло – тоже мог поддержать беседу, Вито – рубил только на испанском. В конечном итоге: мы с Вито тупо бухали, а у этих троих «знатоков английского» завязалась беседа.
В процессе попойки, я обнаружил, что Энрике что-то долго рассказывает Пашке, а тот внимательно слушает. Спросил друга, чем испанец его грузит? А Пашка отмахнулся и бросил: «Потом расскажу. Тебе это точно понравится!!».
На следующий день Пашка поведал такую историю. Энрике работает в какой-то крупной компании. У них есть офис в Париже. И он, как руководитель подразделения, часто там бывает. В процессе общения мой друг пытался узнать, как им в России, как организация мундиаля, что думают о нас? Ну и всё такое… Как раз после вопроса, что они про нас думают, разговор и вышел на тот случай, о котором хотелось рассказать.
Дальше – история от лица Энрике в свободном пересказе Пашки. Не знаю, насколько Пал Саныч приукрасил оригинальный вариант от Энрике, но, думаю, суть передал точно.
Так вот… Однажды, я (то есть, не я, а Энрике) с двумя французскими коллегами, сидел в небольшом уличном парижском кафе. Позади меня, за столиком, крайним к проезжей части, сидели две девушки-туристки. Почти напротив, чуть правее, через столик, сидела русская семья (муж, жена и двое детей – девочка лет 7-ми и мальчик лет 10-ти). Но узнал я, что они русские, благодаря случаю…
По улице, мимо кафе шли пятеро арабов. Весёлые, громко разговаривали, громко смеялись. Заприметив за крайним столиком двух девушек-туристок, они решили поприставать к ним. Девушки были явно не в восторге, но арабов это совсем не смущало. Так продолжалось около минуты. Шум, конечно же, привлёк моё внимание и моих французских коллег, но по их лицам я понял, что они вмешиваться не собираются. И вот в этот момент произошло то самое СОБЫТИЕ…
Русский мужчина встал из-за столика, очень громко отодвинув свой стул (наверное, специально, чтобы привлечь внимание). И, глядя на весёлых арабов: медленно снял солнцезащитные очки (и положил на столик); вынул из шортов телефон (и положил на столик); снял часы (и положил на столик); расправил плечи и повёл головой (мне показалось, что хрустнули шейные позвонки). Всё кафе уставилось на этого человека. Громкоголосые арабы, позади меня, заприметили эти движения и стали немного потише. Жена русского попыталась что-то возразить и остановить его, но тот сделал пресекающий жест рукой и что-то резко ответил. Именно в этот момент, по прозвучавшим фразам, я догадался, что это были русские.
Русский мужчина вышел из-за столика и не спеша (скорее даже медленно), пошёл в направлении арабов, глядя в их сторону. Русский шёл между столиками практически прямо на меня, мимо моего столика. В его намерениях не было никакой тайны. Он ОДИН шёл к ПЯТЕРЫМ арабам. Я робко смотрел на него из под козырька своей бейсболки. Понимал, что он идёт не ко мне, но, не взирая на это, у меня предательски пробежал холодок по спине. Это потому, что я видел глаза этого человека!! В этом взгляде читалась всего одна эмоция – решительность. Поверьте, это был очень тяжёлый взгляд. С таким взглядом быки на корриде идут на цель. Хулиганы (арабы) за моей спиной стихли окончательно. Мне кажется они уже поняли, что ситуация становится не штатной, но ещё пока не до конца осознали степень риска. Ведь на них сейчас шёл всего один человек. Однако, в его глазах они, наверняка, прочитали то же, что и я.
Русский прошёл мимо нашего столика и я обернулся ему в след. Арабы стали инстинктивно группироваться поближе друг к другу. Это было невероятно!! Они явно начинали паниковать!! Русский остановился перед ними. Столик с девушками-туристками оказался по правую руку от него. Он положил свою правую руку на спинку свободного стула и крепко сжал дужку спинки. Русский стоял спиной ко мне, я уже не видел его лица. И тут он не громко, в полголоса, на незнакомом мне (русском) языке стал что-то говорить. Всё кафе замерло, вслушиваясь. Я ничего не понял из сказанного (арабы, наверное, тоже), но у меня возникло непреодолимое желание подчиниться (у арабов, наверное, тоже). Один из них (возможно лидер этой стаи) заулыбался и на ломаном английском, как бы оправдываясь, попытался объяснить, что они всего лишь пытаются познакомиться и девушкам ничего не угрожает. И после всех этих «объяснялок» араб протянул русскому руку для рукопожатия, в знак примирения и нормализации ситуации. Я мысленно выдохнул. Проблема явно рассасывалась. Но реакция русского была неожиданной. Вообще, в случае развития ситуации в сторону горячей стадии конфликта, русский (судя по габаритам) не выглядел тем, кто способен одолеть пятерых. Однако, похоже, он окончательно врубил режим «быка на корриде». Очевидно он с самого начала подходил к ним не для того чтобы «брататься» и обниматься. В общем, русский посмотрел на протянутую руку. Потом перевёл взгляд на араба. И в этот момент он начал что-то говорить с такой яркой интонацией ненависти!! Он почти шипел сквозь зубы. Фразы были резкие, рубленые и, наверное, очень грубые. Спинка стула в правой руке русского стала медленно разворачиваться и уходить за спину. Глаза «главного» араба округлились и они все впятером начали потихоньку пятиться на проезжую часть. Они перешли дорогу и, оглядываясь, стали удаляться.
Русский постоял несколько секунд, наконец отпустил спинку стула, повернулся к девушкам-туристкам, спросил их что-то на русском – те закивали. Господи, я абсолютно уверен, что они не поняли ни слова, но всё равно готовы были согласиться со всем, что он им скажет. Это просто поразительно!!! А он вернулся к своему столику. Надел на руку часы, положил в карман телефон и сел на стул. В этот момент за моей спиной кто-то начал аплодировать. Потом ещё один столик подключился к аплодисментам, и ещё, и ещё. Кафе рукоплескало. А русский, похоже, смутился. Он, оглянулся по сторонам, надел солнцезащитные очки, пододвинул тарелку и замер. Было видно, что его немного напрягает такой поворот. Ох, вы бы видели глаза его сына! Он смотрел на своего отца в полном восхищении! В этот момент к их столику подскочил хозяин заведения (или управляющий), держа в руках бутылку вина. Он попытался вручить её в качестве, то ли всеобщего безмерного восхищения, то ли благодарности, что избавил посетителей от назойливых «местных». Русский от этого смутился ещё больше. От бутылки он отказался. Хозяин кафе очень расстроился.
Вечером, перед сном, я вспоминал всю эту ситуацию. Мысленно прокручивал её. И мне было неприятно, противно, не уютно. Проще говоря, мне было стыдно. Мы втроём побоялись вступиться за тех девушек, а этот русский в одиночку не испугался выйти к пятерым. А весь следующий день меня мучил вопрос… Ну вот какое такое событие должно было произойти во тьме веков, благодаря которому все русские стали обладателями генетического кода, с элементами гипертрофированного чувства справедливости и полного пренебрежения к любой опасности. Ведь вы же все такие! Как такое возможно? Мы же абсолютно разные! Вы, русские, не похожи на нас, европейцев! Настолько не похожи, что впору задуматься, с какой вы планеты прибыли?! Ну что было в голове у того русского когда попёр на эту стаю? О чём он вообще думал? У меня нет ответов. Вот ты, тоже русский (это Энрике обращался к Пашке), ты можешь объяснить?
На этом эпизоде рассказа Пашка захихикал: «А знаешь, что я ответил Энрике?». Ну, в принципе, я и так знал, что Пал Саныч никогда не лезет за словом в карман, но его ответ я считаю был просто шедевральным. Пашка выдал следующее… Энрике, ты правда хочешь знать, что было в голове того русского?? Я тебе помогу, объясню. Есть у нас один советский фильм, который показывают под Новый год. Называется «Чародеи». Это такой лёгкий фильм-сказка с элементами музыкальной комедии. Но есть в нём один показательный эпизод. Там один чувак учит другого проходить сквозь стены. И он озвучивает формулу, благодаря которой этого можно добиться. Она звучит так – «Вижу цель! Верю в себя! Не вижу препятствий!». Так вот, в этой формуле зашифровано скрытое руководство к действию для любого русского человека, в любой ситуации, требующей незамедлительного вмешательства.
Пашка продолжал хихикать. Кстати, помнишь, испанец схватил салфетку со стола и начал что-то записывать? Так это он ту самую «формулу» записал для памяти, прикинь. Энрике её ещё потом пару раз прочитал по салфетке. Задумался… Завис… И попытался включить анализ: «Нет, погоди, амиго. Это слишком простая формула. Должно быть что-то ещё. Не всё так просто. Хотя, я признаю, в ней есть смысл. Потому что я видел глаза того русского! В них именно то, что в этой формуле. Во-первых, он видел цель (пятерых хулиганов) и шёл на неё. Во-вторых, он безмерно верил в себя, в правильность своих действий (там же решительность во взгляде просто зашкаливала). И, в-третьих, он совершенно не воспринимал тех арабов в качестве препятствия, которое могло его остановить. … Мне вообще кажется, что он даже не стал просчитывать риски, а просто встал и пошёл дело делать. Но это надо быть полным психом, чтобы так поступить!! Вы что, все такие же??».
Такая вот история…