Найти тему
Classic Garage

Начало истории ВАЗ: КПП

В недавней статье мы говорили про устройство и особенности двигателя ВАЗовских первенцев. Сегодня мы предлагаем Вам ознакомиться с другой немаловажной системой автомобиля - трансмиссией. Коробка передач на Жигулях имела несколько особенностей в сравнении с автомобилями других производителей - Волгой 21 и Москвичом 408. Так, самое очевидное отличие, - это расположение ручки переключения передач на полу (а не на рулевой колонке), самоподжимной сальник первичного вала, отлитый из алюминия картер КПП, трехвальная схема устройства, 4 передачи. В свое время подобные решения можно было считать революционными - узел КПП становится компактнее, легче.

Поговорим теперь о каждом элементе немного поподробнее - начнем с валов и подшипников. На автомобилях ВАЗ крутящий момент передается от двигателя на первичный вал (через сцепление), который крутится в 2-х подшипниках - шариковом и игольчатом. Для того, чтобы в сцепление не попало масло через КПП - между установлен тот самый самоподжимной сальник. Вторичный вал опирается на 3 подшипника, а на самом валу - синхронизаторы и шестерни.

Механизм переключения. В этом процессе задействованы вилки, которые передвигают муфты синхронизаторов и шестеренка (паразитная), в то время как сами вилки соединены штоками. Для движения этих штоков в картере сделаны отверстия в задней и передней стенках картера. Для того, чтобы гасить вибрации, рычаг КПП соединен через упругие втулки с поводком.

Карданная передача. В сравнении с тем же Москвичом, конструкция карданного вала не имеет удлинителя - дело в том, что вал Жигулей не сплошной, а двойной с промежуточной опорой. Но и это решение имеет свой недостаток - вал прогибается, а при движении, с учетом центробежных сил, этот прогиб увеличивается. В силу своей технической сложности, кардан требует внимания - подтягивание соединений и смена смазки каждые 30 тыс. км.

Говоря про уход за коробкой, скажем, что здесь также требуется проверка затяжки соединений. Каждые 10 тыс. км. необходимо проверять уровень смазки, а каждые 30 тыс. км. - меняем масло.

Если Вы хотите изучить конструктивное устройство КПП более подробно - прилагаем схему с указателем.

Авто
5,66 млн интересуются