Найти в Дзене

Роль цвета в формировании городских ансамблей

По улицам интересно ходить, встречая все новые и новые приемы художественного осмысления как отдельных небольших территорий, так и крупномасштабных пространств. Конечно, американские мегаполисы имеют те же проблемы, что и наши Москва, Санкт- Петербург и друг большие города. Создание гармони среды обитания человека - одна из главных задач архитекторов и дизайнеров, работающих с городской средой любого города мира.

Миннеаполис - не слишком большой город, в котором белки и зайцы бегают в городских парках и скверах, а зачастую и прямо по дорогам города, расположенного в живописном уголке страны, штате Миннесота, среди озер и лесов. Гармонична сама планировочная структура города. Деловой центр спланирован в два уровня: внизу по дорогам движется транспорт и довольно мало людей, потому что все здания офисов, магазинов, банков и кафе расположены на втором уровне и связаны между собой переходами. Въехав или войдя в здание на одном конце городского центра, можно без труда добраться до противоположного по красивым пешеходным улицам, перемежающимся зелеными садами и уютными кафе. Все это находится под крышей, что немаловажно для города, в котором зимой нередко бывает до -25 градусов.

Люди живут, в основном, в близком пригороде на озерах и за рекой Миссисипи, в своих частных очень аккуратных домах, расположенных, как правило, немного выше пешеходных дорожек и проезжей части. Интересно, что ни у одного из них нет заборов, а устанавливать ограждения обязывают жителей только в том случае, если на их территории обустроен бассейн. Поэтому стриженые ухоженные газоны, небольшие каменные лестницы, ведущие к входам и обрамленные цветами. красивые скамейки и вазоны. да и сами фасады особняков, всегда опрятные и интересно оформленные – вот то, что представляет лицо жилых районов.

https://rabotatam.ru/uploads/gallery/album_417/gallery_2_417_1466512.jpg
https://rabotatam.ru/uploads/gallery/album_417/gallery_2_417_1466512.jpg

Забота о комфортности пребывания человека в мегаполисе – как в физиологическом, так и в эстетическом аспекте - прослеживается везде. Гуляя по городу, невольно задумываешься: как же достигается эта гармония? Ответ находится сам собой. Только тогда, когда комплексно проектируются все элементы городской среды, начиная от здании, остановочных пунктов и киосков до фонарей, мощения и малых форм, решаются все проблемы эстетики восприятия - цвет, материал, стилевое единство, пропорциональное соотношение, композиционная организация пространства и ландшафтная планировка - и достигается эффект ансамбля. При этом необходимо, чтобы проект осуществлялся единовременно по всем составляющим комплексного благоустройства.

Каждый город уникален по своему, каждый неповторим в своем решении колористики, но всегда можно проследить общие принципы , с помощью которых удается достичь единства и гармонии визуально воспринимаемого пространства. Цвет и материалы в этом случае играют главные роли. Люди, находящиеся в городе, так или иначе постоянно сталкиваются с пространственно- предметным миром, где все имеет свой цвет.

В основе цветового восприятия лежит свойство света вызывать определенное зрительное ощущение, которое передастся в головной мозг и, в силу физиологии человека, обязательно вызовет те или иные эмоциональные чувства. Так уж устроен человек!

В этой связи несколько уголков Миннеаполиса очень выделяются. Это, прежде всего, новое здание муниципальной библиотеки и прилегающая к нему территория главной пешеходной улицы. Построенные, в основном, из стекла и имеющие красивую, изящную современную архитектуру, фасады здании обработаны в технике шелкографии. «Нарисованные» на стекле деревья как будто бы сошли с витражей и слились с реальной березовой аллеей, посаженной вдоль стены на улице. Земля тоже соответствует образу. Крупные естественные камни лежат вдоль фасада. Умело уложенные, они создают иллюзию дикой природы, а мощение напоминает тропинки в лесу. И это в самом центре города!

https://www.aboutgreatbooks.com/wp-content/uploads/2015/08/minneapolis-central-library-beautiful-public-library-1024x683.jpg
https://www.aboutgreatbooks.com/wp-content/uploads/2015/08/minneapolis-central-library-beautiful-public-library-1024x683.jpg

Двигаясь дальше по улице, невольно обращаешь внимание на недавно возникший новый архитектурный ансамбль офисно-промышленного здания и площади вокруг него. При формировании этого комплекса был использован прием общего цветового и стилистического единства архитектуры фасадов и городского дизайна. Стены здания, фонари, подпорные стенки, мощение выполнены из одного и того же материала. Примечательно, что башня в структуре здания, завершенная часами, нашла свое отражение в дизайне фонарей, причем цвет стекла и основного материала на всех элементах комплекса один и тот же. Все это придаст ансамблю площади завершенный, эстетически грамотно оформленный внешний вид, вызывая в сознании каждого человека положительные эмоции единства и гармонии.

Казалось бы, что общего может быть между остановочным павильоном и архитектурой здания, находящегося за ним, но профессионализм архитекторов и правильный подход к организации городской среды и здесь налицо. Дизайн остановки общественного транспорта соответствует зданию, а металлические элементы фасадов - консоли, ограждение, решетки, окрашены в бирюзовый цвет, примененный и на остановочном павильоне. Скамейки, находящиеся во дворе здания, тоже бирюзовые.

Во всех рассмотренных примерах мы прослеживаем удивительную роль цвета в городском пространстве – объединять его элементы в единое целое и создавать в нашем сознании чувство удовлетворения и красоты, вызванные воздействием положительных эмоций.

Ясно одно: настало время и у нас в Москве применять только комплексный подход к проектированию среды обитания человека. Мало построить красивое здание, найти интересные современные формы киосков, фонарей и цветочниц. Необходимо, чтобы все это гармонично сочеталось между собой, создавая впечатление ансамбля. А значит, профессионалам необходимо пересмотреть точечный подход к проектированию одного элемента архитектуры в пользу решения городского пространства в целом, как в новом строительстве, так и в сложившихся районах Москвы.