Найти тему
Натали Эванс

Как вовлечь ребенка в чтение

https://pixabay.com/ru/vectors/девочка-книги-школы-чтение-160167/

Многие друзья и знакомые, памятуя о том, что когда-то я работала с детьми, которых наше современное образование называет, иногда справедливо, иногда абсолютно необоснованно, одаренными, выпытывают у меня один-единственный стопроцентно действующий совет о том, как вовлечь ребенка в чтение.

Иногда, правда, это звучит так: «Как заставить кровиночку читать запоем?».

Обычно я отвечаю, что знаю 3214 способов честного отъема денег у граждан увлечь ребенка художественным тестом, но чтобы этот, тот самый-действенный - способ найти, иногда надо потратить пару-тройку лет.

И он не сработает.

Потому что пара-тройка лет могут быть критическими.

Пока искали – опоздали ((((

А опоздать можно.

Иногда я, если знаю хорошо родителей чада, если знаю само дитя, даю некоторые советы, которые, к счастью, иногда, срабатывают.

Но это очень точечные, гомеопатические средства.

Может быть, я и поделюсь ими как-нибудь на досуге.

Но пока, если позволите, несколько обобщенных советов.

Начинается «водопад рекомендаций», как правило, с самого главного:

САВЕТПЕРВЫЙ-БИСПЛАТНЫЙ

1. Читайте сами. Везде. Каждую свободную минуту.

Покупайте книги.

Говорите о книгах.

Обсуждайте прочитанное.

Обсуждайте прочитанное с детьми.

Всерьез.

О колобке.

О лисичке со скалочкой.

О том, почему курочка снесла золотое яичко.

О том, почему в «Репке» имя есть только у собаки. Дедка, бабка, внучка, кошка-мышка. И Жучка.

О том, кстати, куда делись папа-мама, сестра-брат.

Обо всем.

Примечание: «Ешь.Молись.Люби» - не книга. Беллетристика. Чтиво. Имеет место быть, но к литературе отношения не имеет.

САВЕТФТАРОЙ-НАУДАЧУ

2. Интерес к чтению возможно поддерживать в актуальном состоянии только при наличии у вашего ребенка в школе хорошего учителя литературы.

Любящего литературу.

Готового и умеющего делиться своей любовью.

На первых порах – учитель же и все такое – даже несколько навязчиво, чтобы не сказать - насильно.

Реально хорошего, имеющего много времени на развитие (чего современный мипрос учителю, по ряду шкурно-бюрократических причин, не дает), увлеченного театром-достоевским-веркиным-любымписателемневажнокакимлишьбынеэдуардомлимоновым, с шилом в одном месте, с чувством юмора.

Счастливого.

С горящим взглядом бледного и изможденного чела читающего наизусть старину Пушкина.

Можно с подвываньем и излишней театрализацией.

Понимаю, что почти невыполнимо.

Ну… в случае невероятной удачи.

И желательно, не позднее 5 класса.

Но уж если мы говорим о том, что нужно «увлечь», то без учителя – никак.

Это, кстати, на заметку всем, кто с удовольствием травит современное учительство как класс.

Если уж совсем штиль – ищите взрослого, не из ближнего семейного окружения, по характеристикам напоминающего учителя- погруженца.

И зовите его в дом.

И поите чаем.

И провоцируйте на литературные разговоры.

Чтобы заводился и аж слюной брызгал, рассказывая об отличиях перекрестной и кольцевой рифм.

САВЕТТРЕТИЙ-ГЛУМЛИВЫЙ

3. Перечитывайте. Сами и с детьми.

У ребенка, и у вас, должны быть любимые книги.

И их надо перечитывать.

И находить в них все новое.

И бесконечно восхищаться деталями, выражениями, образами.

САВЕТЧИТВЕРТЫЙ-КУЛЮТУРНАПРАСВИТИТЕЛЬСКИЙ

4. Смотрите хорошее кино, хорошие спектакли. Живьем и в интернете.

Или на канале Культура.

Да, есть такой канал.

Да, его надо смотреть, если вы хотите, чтобы привычка благородная читать появилась у наследника вашего состояния.

Привычка читать, умение читать – это, в современных реалиях, как дворянство.

А оно, если помните, как правило – потомственное.

Наследственное.

Бывает, конечно, и личное, которое дается за особые заслуги.

Смекаете?

САВЕТПЯТЫЙ-ПАСТАЯНСТВАВПРОК

5. Читайте с ребенком, читайте ребенку вслух.

Лучше сами.

Хотя постепенно можно добавлять и аудиокниги.

Или – проверенные временем- записи грампластинок. У них свое, непередаваемое, обаяние.

САВЕТШЫСТОЙ-КАЩЮНСТВИНЫЙ

6. Школьная программа несовершенна.

Это правда.

Это надо понять, принять, смириться.

Хороший учитель, если его не затравят всякие «яжмамки», берегущие дидятю от перенапряга, даст список для дополнительного чтения, на лето, на каникулы, на просто так.

Если не даст – ищите сами.

«Сто книг для детского чтения»

«Сто современных автора для подростка»

И т.п.

САВЕТСИДЬМОЙ-ПИДАГАГИЧЬСКИЙ

7. Не смейтесь над самостоятельным выбором ребенка книг для чтения.

Вкус надо формировать, кто бы спорил.

Но ребенок сам должен пройти путь проб и ошибок.

Читайте с ним.

Все книги, которые ребенок сам выбрал и которые кажутся вам, мягко говоря, муфтой.

Читайте и обсуждайте.

И потом советуйте ненавязчиво то, что кажется вам более интересным.

И молча переживите, если книгу, подсовываемую вами, ребенок отвергнет.

Кто знает, когда придет ее время.

САВЕТВАСЬМОЙ-НАПАСЛЕДАК

8. Если вам действительно важно, чтобы ребенок читал – все вышедарованное надо соблюдать постоянно и неукоснительно.

И да прибудет с вами сила! И терпение!