Найти тему
Медный пранкер

Человеческий и электронный мозг: человек во власти машины?

Из Силиконовой долины в 2017 году пришло известие, что предприниматель Илон Маск создал компанию, которая ищет способы подключения компьютеров непосредственно к человеческому мозгу.

По данным журнала «Уолл-стрит», миллиардер соучредитель ПэйПал и глава Тесла и Спейс Х, основали новую компанию под названием «Неиролинк». Она исследует технологию "нейронного кружева" которая является очень тонким проводом и пластиковой сетью, которая может быть интегрирована в ткани мозга и может "перехватывать" обмен информацией между нейронами.

-2

Маск убежден, что искусственный интеллект станет настолько мощным, что в конечном итоге сделает человеческий интеллект устаревшим: единственный способ не стать "домашним животным" компьютера - это совместить свой интеллект с искусственным интеллектом, другими словами, стать киборгом.

Многие убеждены, что такой проект невозможен, но многие также считают, что в этом нет необходимости.

Например, бразильский специалист по экзоскелетам, управляемым мозгом, Мигель Никольис, сказал «Гардиан»: «идея, что цифровые машины, независимо от их гиперсвязи или мощности, однажды превзойдут человеческие возможности, Просто чушь».

До сих пор компьютерно-мозговые интерфейсы используются главным образом для восстановления контроля движения парализованных пациентов и для активизации связи с пациентами, находящимися в изоляции, с черепно-мозговыми травмами, которые мешают им общаться устно или жестами.

Эти машины способны декодировать сигналы мозга, которые передаются по электроэнцефалограмме через электроды, приложенные к черепу, и затем преобразовывать их в команды, которые перемещают роботов или курсоры.

-3

Также был достигнут прогресс в противоположном направлении, т.е. с помощью внешних электрических сигналов можно стимулировать мозг. В 2016 году Натан Копеланд, страдающий параличом, был оснащен двусторонним протезированием руки. Его мозг может контролировать руку, но он также может "чувствовать" ее, когда к ней прикасается кто-то или что-то.

Но все эти достижения (чудо для непосвященных) все еще далеки от того, что предлагает Маск. Это потребует симбиоза между человеком и машиной, который предполагает понимание человеческого мозга, который не принадлежит нам и никогда не будет принадлежать. У нас в мозгу более 80 миллиардов нейронов. Наши инструменты в настоящее время не дают доступа и к 100 нейронам. И, по мнению Никольлиса, люди не утратят своей актуальности до тех пор, пока машины не смогут воспроизвести человеческий мозг, что, по мнению великого невролога, объективно невозможно.

Приведет ли цифровая автоматизация к безработице среди населения? Как и всегда, с конца 18 века, когда луддиты восстали против первой промышленной автоматизации. Но потом рабочие, специализирующиеся на конструировании и управлении машинами, "отнявшими у него работу", и человеческое творчество показали, что границ нет. Машины могут вытеснить только тех, кто выполняет определенные "тривиальные" функции.

Маск, например, говорит, что даже учителя рискуют своей работой.

Но нужно осознавать, что подразумевается под учителем, нужно видеть, достаточно ли преподавать понятия (это можно сделать очень хорошо с помощью компьютера) или необходимо научить любить знания, критически сравнивать различные теории и различные формы самовыражения? Этого машина никогда не сможет сделать.

Перед машиной учащийся должен быть мотивирован уже сам по себе. Привить вкус к культуре, к учебе само по себе и к прекрасному машины просто не могут.

Улучшение коммуникации между человеком и машиной, особенно передача эмоциональных сигналов от человека, станет мощным инструментом для укрепления доверия к автоматизированным системам. Например, это позволит людям доверять управление транспортным средством бортовому компьютеру с уверенностью, что машина сможет определить, отвлечен человек или устал.

-4

Но в то же время надо осознавать очень серьезные последствия для конфиденциальности, которые могут возникнуть в результате того, что компьютеры смогут читать мысли. Что случится со свободой мысли, когда все, что у нас есть в голове, можно будет выражать и передавать независимо от нашей воли? Не говоря уже об отношении, увы, глубоко человеческом - к поиску путей применения этой "власти" над человеческим мозгом в армии, шпионаже, и для подавления человека человеком.

Машины, однако, все еще являются (очень) машинами. И даже в далеком будущем у них никогда не будет ни творчества, ни свободной воли, ни совести.

Вероятно, суть проблемы заключается в следующем: человек - это не только материя и электрические импульсы (которые являются материальными в любом случае). У человека за пределами мозга есть сердце и машина, которая даже идеально воспроизводит мозг, никогда бы не смогла имитировать его.