Если бы меня попросили выбрать только одну причину приехать в Армению, я бы точно знала, что ответить:
Храмы на фоне гор
Нереально, невероятно, волшебно. Чем же таким особенным армянские храмы поражают нас спустя столетия? Почему так красиво?
На мой совершенно непрофессиональный взгляд существуют три обстоятельства: уникальность стиля, единение с окружающей средой и атмосфера древности и мистики.
Уникальность стиля
При первом посещении Армении я отметила, что не могу вспомнить, чтобы я где - либо встречала подобное строительство и внутреннее убранство. Перепутать армянскую церковь с любой другой трудно.
Армянский архитектурный стиль берет свое начало в глубокой древности. На протяжении веков он менялся, переживал упадок и расцвет, впитывал влияние соседних культур и формировал свою индивидуальность.
С четвёртого по первый века до нашей эры здания строили по эллинистическому, а затем римскому образцу.
После принятие христианства стиль меняется, с четвёртого по седьмой век нашей эры появляются базилики, крестообразные церкви.
С нашествием арабских завоевателей, в начале восьмого века, произошел упадок.
После восстановления армянской государственности, в том же восьмом веке, начинается новый расцвет. Бурный период развития армянской архитектуры продолжался до 14 века.
До наших дней сохранилось достаточно много шедевров той эпохи, один из них - Нораванк.
Единение с окружающим пространством
Армянские монастыри вписаны в окружающее пространство так точно, как если бы они были задуманы в момент сотворения самой местности. Этот факт всегда поражал меня в Армении.
Вид на Нораванк открывается весьма неожиданно благодаря тому, что дорога петляет внутри ущелья.
Нораванк окружëн отвесными скалами красного цвета. Мы подъезжали к монастырю вечером, и закатное солнце усиливало впечатление.
Монастырь Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом.
Нораванк также служил резиденцией армянских князей Орбелянов, правителей княжества Сюник.
С 1211 по 1435 годы представители этой семьи правили на территории, которая включала современные Сюникскую и Вайоцдзорскую области Армении, западную часть непризнанной Нагорно-Карабахской Республики и северную часть Нахичеванской Автономной Республики.
Нораванк признан вершиной творчества армянского архитектора, мастера по камню и художника Момика.
Это имя настоятельно рекомендуется запомнить тем, кто хочет больше знать об культуре и искусстве Армении.
Момик спроектировал доминанту монастырского комплекса - церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин). Строительство храма окончено в 1339 году.
Существует красивая легенда о храме Сурб Аствацацин и его создателе.
Момик будто бы влюбился в дочь одного из князей Орбелянов, и разгневанный отец подослал слугу убить мастера. Тот столкнул архитектора, работавшего над куполом храма, с большой высоты. Последний камень, обтесанный Момиком, упал на него и стал его надгробием.
Очень романтично, но ничего общего с действительностью. Могила Момика действительно расположена у стен Сурб Аствацацин. Однако по датировке работ художника известно, что прожил он более семидесяти лет. Вряд ли перед своей кончиной Момик серьезно претендовал на руку княжны.
Любим мы, люди, сериалы, что ж поделать.
На первом этаже Сурб Аствацацин находится усыпальница князя Буртела Орбеляна и его семьи. Именно этот представитель рода Орбелянов финансировал строительство. На втором ярусе - молельня.
Остальные Орбеляны располагаются неподалеку. Княжеские гробницы находятся в часовне Святого Григория (Сурб Григор).
Часовня пристроена ко второй церкви Нораванка - Святого Карапета (Сурб Карапет) - в 1275 году. Крепостные монастырские стены были построены в 17-18- х веках.
Церковь Сурб Карапет старше Сурб Аствацацин, её строительство закончено в 1227 году.
Все сооружения монастырского комплекса отреставрированы. Это надо отметить, чтобы не создавалось ложное впечатление, что они дожили до наших дней в идеальном состоянии. У обеих церквей были повреждены купола.
Атмосфера древности и мистики
Атмосфера древности - это понятно, возраст храмов создаёт определенную ауру.
А вот при чем тут мистика? Откуда у меня такая ассоциация?
Не хочу задеть чувства верующих, но что-то определенно языческое есть в этой культуре.
Внутри храмов всегда полутьма. Освещение скудное, только тонкие лучи света проникают в небольшие окошки, либо в центр купола, как, например, в Гегардаванке. Внутреннее убранство традиционно мрачное.
#армения #нораванк #чувствопрекрасного
Резные хачкары - традиционное армянское искусство, которое теперь ассоциируется с христианством, берет своё начало в доисторических временах.
А если ещё вспомнить о том, что первые христианские храмы строились на месте бывших языческих капищ...
Это было нужно, чтобы вытеснить старую веру, да и вообще, нет мест лучше проверенных предыдущими поколениями.
Как бы там ни было, каждый раз, когда я вхожу в древние стены армянского храма, меня охватывает трепет неясного происхождения.
Если будет возможность, посетите Нораванк. Попробуйте прикоснутся к живой истории.
#армения #нораванк #армянскиехрамы #чувствопрекрасного