Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Лк. 8, 5-15
Притча о сеятеле в Евангелии от Луки, Матфея и Марка открывает ряд иносказаний о Царстве Небесном с использованием образа семени: притча о семени и почве (Притча о сеятеле), притча о росте семени и о горчичном семени.
Значение данной притчи Христос Сам раскрывает Своим ученикам: семя — это Слово Божие. И поэтому Сеятель в контексте данной притчи это Сам Христос, который принес на землю Божественное Откровение. Но также сеятель это и любой проповедник этого Слова: апостолы, миссионеры, священнослужители, катехизаторы. Образ земли, или лучше сказать почвы, на которую падает семя это все слушающие Слово Божие, - как говорит Сам Христос: принимающие это Слово на сердце.
Господь выделяет четыре типа слушателей Слова Божьего.
Первый вид слушателей это те, у которых это семя не задерживается, то есть Слово Божье отклика в сердце не находит. Возможно, у этих слушателей совершенно иные смысловые и ценностные ориентиры, чем Евангельские. Эти люди не имеют веры и не хотят ее приобретения. И потому это семя не приживется на этой сердечной почве и диавол вскоре это слово уносит.
Вторые, напротив, в Слове Божьем находят созвучные им смыслы и ценности и с радостью это слово принимают. Но, как говорит Христос, при наступлении искушений: гонений за это слово, либо при болезни и страданиях не находят сил положиться на волю Божию и корень этой веры умирает.
Третьи о росте этого семени попечения не имеют, они принимают Слово Божие, оно дает рост на сердечной почве, но этот рост заглушается тем, что приоритеты в своих жизненных смыслах и ценностях эти люди так и не расставили: евангельский призыв оказывается для них важным в меньшей силе, чем земное устройство своей жизни в заботах о наслаждениях.
И, наконец, четвертые, которые ради этого семени – Слова Божьего – подготавливают сердечную почву для роста, заботятся о этом семени вопреки всем невзгодам, в терпении искушений и гонений и приносят плод евангельской праведности.
Если мы обратимся к тому контексту, который окружает данную притчу, то увидим ради чего она произнесена и, в целом, почему Христос переходит в своей проповеди на притчи. Время произнесения данной притчи — это время, когда между Христом и фарисеями уже произошел раскол. Фарисеи не принимают проповеди Христа, более того, они стараются убедить народ, который толпами ходит за Ним, что Христос лжец, который совершает свои чудеса силой диавола. И этой притчей он объясняет, в первую очередь своим ученикам, которые вскоре, как и Он Сам будут проповедовать, почему Его проповедь не возымела 100 % обращения к Нему, как Учителю, который показывает Истинный Путь и Жизнь. Почему Его проповедь о чистоте сердца, миротворчестве, о любви к ближнему встретила непонимание и даже враждебное отношение. Слово Его проповеди попадает на совершенно разную почву сердца. Чье-то сердце, как например сердце большинства фарисеев, к принятию этого слова оказалось не готовым. И поэтому подобным людям нет никакого смысла в назидании – они его не только не принимают, но готовы его оболгать. Поэтому и звучит теперь проповедь Христа облаченная в образный язык – «вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано».
Евангельская проповедь основана на свободном ее принятии. Христос не принуждает Своей Божественной властью следовать за Ним, принимать Его слова. Единственное, что он делает – это терпеливо убеждает. И потому и используется образ семени. Оно не является еще плодом спасения, это еще не полнота Царства Небесного. Но, как это не парадоксально, это семя все это в себе уже содержит. Огромное горчичное дерево уже содержится в маленьком семени, нужно только проявить заботу о его росте.
Нужно иметь в виду, что мы привыкли к тому, что посаженное нами семечко дает плод в этом же сезоне. Однако, то семя, которое посажено евангельской проповедью на наше сердце не у всех людей приносит сразу же плода. Не все из нас святые, чье сердце чисто и плодотворно. И поэтому мы должны заботиться о том, чтобы наше сердце не превратилось в камень, на котором христианская добродетель, христианская вера не засохла бы под палящем солнцем неустроенности нашей жизни, болезней и страданий. Чтобы тернии наших страстей не оказались сильнее ростка нашей надежды на спасительную силу евангельского слова и нашей веры.
Группа Вконтакте Нижнетагильской епархии
27 октября 2019 год, г. Нижний Тагил