Это продолжение повествования о нашем автомобильном путешествии на рождественские ярмарки. Уже опубликован бюджет нашей поездки, рассказ про то, как мы переходили границу, а так же зарисовки о польском гостеприимстве.
Оломоуц – чешский городок, который стоит на дороге в «большую» Европу. Если ехать из России, к примеру, в Австрию или Германию, то его и миновать-то сложно. Но мало кто останавливается специально.
А сделать это неплохо, особенно зимой, и особенно тем, кто стремится к настоящим рождественским ярмаркам. А ими Оломоуц знаменит сугубо.
Когда я выбираю жилье для «городского» отпуска, мне важно, чтобы было удобно погулять и посмотреть все самое интересное. Идеально – выйти за дверь и сразу оказаться рядом с достопримечательностями. Но путешествие на машине накладывает свои ограничения: не хочется после долгого переезда искать поворот на центр.
Поэтому в этот раз наши апартаменты были недалеко от съезда с трассы. С выбором я не ошиблась. В холодильнике, кстати, нас ждал гостинец - свежеприготовленное тирамису. Тот случай, когда и жилье, и хозяйку, которая говорит и пишет по-русски, искренне рекомендую.
Приятно оказаться в доме, где продуманы все мелочи: в коридоре стоит зонтик – его можно позаимствовать в дождь, а в холодильнике охлаждается вино, которое можно "купить", оставив деньги в коробочке.
А организовала все это хрупкая девушка, которая специально выучила мой родной язык, чтобы гостям из России было комфортно в ее родном городе. А до центра добираться нам было удобно - 7 минут до Ратуши на трамвае или 20 - пешком.
Об Оломоуце перед поездкой я успела узнать только, что этот небольшой город красив как Прага, был первой столицей Моравии и до сих пор славен своими рождественскими ярмарками, которые как раз должны были начаться к нашему приезду.
Но за неделю до поездки местная администрация объявила о переносе базаров на неделю позже. Может, из-за Праги, где открытие ярмарок объявили только на 2 декабря, а может, еще по каким причинам. Этим ничтожным фактом я была озадачена, озабочена и сбита с толку. Что пользы планировать, если все можно вот так вот, запросто, перенести?!
В 2019 году ярмарки в Оломоуце, кстати, запланированы с 25.11 по 23.12.
Утром идем в центр. Перед Ратушей рабочие устраивают ярмарку: сбивают последние павильоны, на елку вешают гирлянду. Кажется, дерево не установили специально, и огромная елка просто здесь выросла.
Информационный центр на ремонте, его сотрудницы работают здесь же, в центре будущих торжеств. Индус в теплой шапке хочет купить билет на вечерний концерт, но ему отказывают. Терминала для банковских карт нет. В почете только наличные.
За кроны покупаем рождественский набор - кружку для глинтвейна, чай и какой-то непонятный пакетик с семенами. Потом окажется, что семена еще надо прорастить, чтобы потом добавить в бутерброд со знаменитыми оломоуцкими сырками. Сырки мы купим позже, в Праге, но проглотить так и не сможем. Ощущение, будто вонючее склизкое мыло жуешь. Впрочем, может дело в семенах, из которых мы так и не вырастили чудо-траву, чтобы положить на хлеб с сыром.
Посреди площади чумной столб - такие стоят по всей центральной Европе, в знак победы над эпидемией, постигшей город. Правда, эта барочная колонна пресвятой Троицы, возведенная в середине XVIII века, считается самым грандиозным сооружением такого рода - 35 метров высотой, c часовней внизу.
На Ратуше - астрономические часы. Они не столь известны, как те, что бьют на Староместской площади в Праге, но от этого не менее интересны. Чешский мастер соорудил куранты в XV веке, они показывают не только время, но и то, как движутся по небу Солнце и Луна, и как изменяются некоторые другие астрономические показатели.
В 1945 году немецкие войска раритет разбомбили, а когда часы стали восстанавливать, то в пятидесятые годы реставратор переделал их в стиле соцреализма, вместо правителей и святых – выходить из окошечек, крутиться или совершать еще какие-то действия, стали спортсмены, рабочие, крестьяне, ученые.
Каждый день в двенадцать часов часы оживают: фигуры идут по кругу, рабочие орудуют молотом, ученые ставят опыты, играют особые мелодии. Их-то мы и услышали, а вот представление так и не увидели: о том, что оно произойдет, мы попросту не знали. В это время мы шли к краеведческому музею, но и оттуда ушли несолоно хлебавши. Во вторник он был закрыт!
Удрученные, мы еще погуляли по городу. Нашли вторую - "нижнюю" площадь с чумной колонной поменьше. Посмотрели на знаменитые фонтаны Оломоуца, которые в это время года не работали.
Поднялись на Вацлавский холм к одноименному епархиальному храму, заложенному в XII веке и до неузнаваемости перестроенному в конце XIX века. В этом соборе в разное время были и Иоанн Павел Второй, и мать Тереза и даже Моцарт, еще до перестройки, играл на органе.
Потом погуляли по университетским дворикам. Ныне каждый пятый житель Оломоуца - студент, немало молодых людей приезжает сюда из других городов и стран. Среди них есть и наши соотечественники. По крайней мере, две девушки разговаривали как раз на русском.
Этот день мы провели нетипично для нас: три раза трапезничали в кафе-столовой-ресторане и не сходили ни в один музей. Однако, о том не жалею, да и зарисовки чешского быта запомнились.
В кафе мы видели невесток, приведших двухлетних внуков повидаться бабушками. Похоже, что тут для них непривычно сидеть с внучатами.
В солидной столовой подивились на работяг, пришедших вместе с гостями города поесть "полевки" . Так по по-чешски называется суп.
А в ресторане мы наблюдали то ли за писателем, то ли за философом: отставив горячее, отложив телефон, он то и дело, поглядывая в пространство, писал что-то на сложенном листке бумаги, черкал, потом снова писал и смотрел в никуда. Я думала, такие персонажи встречаются теперь только на страницах книг.
А еще в этом ресторане к обильной трапезе мы заказали воду с лимоном. и оказалось, что литровый кувшин по-чешски называется "жбан". Так мы узнали, что "выпить целый жбан воды" - это не фигура речи, а реальность.
Уже в восемь вечера город почти опустел. А в начале десятого, улицы и вовсе стали безлюдны и темны. Правда, как только мы ступали на них, над головой, разгоняя мрак, загорались скупые чешские фонари. Непривычная московскому жителю экономия.
На другой день нам предстояло ехать в Вену.
Но по пути мы заехали в Боузов. В сказочный замок, где снимали сериал «Арабелла» из нашего детства. Как нас приняли в Боузове и нашли ли мы там Арабеллу, читайте тут.
Читайте далее продолжение путешествия – о том, как мы купили виньетку и въехали в Австрию, а публикация о рождественских ярмарках в Вене будет в пятницу.
Александра Кудрявцева/ ДОРОГАМИ РАДОСТИ
Если понравилось, ставьте "палец вверх" в продвижении помогает и автора окрыляет)) Подписывайтесь на наш канал и читайте о разных поездках здесь и на нашем сайте – Дорогами радости!