Сегодня мы постараемся дать свой взгляд на границы допустимого сотрудничества государства и третьего сектора.
В последнее время российское государство пересмотрело свои взгляды на третий сектор, о новом векторе развития сотрудничества НКО и России. Итак, после кризиса 2008 года власти начали задумываться об эффективном расходовании бюджетных средств. Это видно из послания Президента от 2009 года, в котором была поставлена проблема пресловутой "оптимизации расходов". С этого года бюджетная политика государства ориентирует социальную сферу на поиск внутренних резервов, то есть на привлечение частного сектора к оказанию "бюджетных" услуг.
Развитие новой политики можно отследить на статистических данных. Во-первых, объём господдержки социально ориентированных НКО вырос почти в 3 раза с 3,9 млрд рублей в 2010 году до 11,32 млрд рублей в 2016 году. Если рассмотреть эти средства в разрезе, то можно увидеть основные направления помощи НКО:
- 10% средств выделило Министерство культуры;
- 34% Министерство труда и социальной защиты;
- 44% Управление делами Президента (Фонд президентских грантов также изменил свою ориентацию с патриотических проектов на охрану здоровья, науку и образование, о чём красноречиво говорит отсутствие 5 лет подряд получавших гранты "Ночных волков" среди победителей конкурса);
Во-вторых, руководители НКО также отмечают, что начали больше работать с государством - доля таковых НКО составляла 26% в 2008 году против 34% в 2015. Также выросла доля НКО, одобряющих позицию государства в вопросе отношения к третьему сектору - с 41% в 2012 году до 47% в 2015.
Становится очевидным, что государства стараются направить свои средства на аутсорсинг НКО как в можно большем количестве, понимая свою ограниченную эффективность в решении социальных проблем.
Для НКО такое излишне лёгкое финансирование становится проблемой, начинает размываться изначальная независимость. Поэтому решение видится в том, чтобы покрывать гос. деньгами только часть бюджета некоммерческой организации, например, один из её проектов. К тому же, ещё одним эффективным инструментом поддержки НКО могут стать налоговые вычеты, льготы. Что касается отчётности, то она должна быть осмысленной и полезной для мониторинга состояния НКО, чего в России пока наблюдать не приходится.
Единственным, что остаётся непроработанным - оценка эффективности НКО, которая создаст ясные правила игры для самих некоммерческих организаций и приведёт к оптимизации гос. финансирования социальной сферы.
Таким образом, позиция проста - государство должно взаимодействовать с сообществом НКО на равных. У власти есть та же задача решать социальные проблемы, но инициатором всех значимых процессов должен быть сам сектор, а для этого нужна независимость, баланс которой и нужно отыскать каждой НКО.
Очевидно, что в сфере правозащитной или антикоррупционной деятельности не должно быть и речи о сотрудничестве с государством...
Источники: Такие дела, НИУ ВШЭ, REGNUM, НИУ ВШЭ