Российское кино сложно охарактеризовать каким-то одним определением. Какое бы оно ни было, но все-таки хорошие экземпляры попадаются в разное время и в разных жанрах. Так, например, поклонники эпохи 1990-х счастливы, что появился Балабанов, а также Светлана Баскова. Ее фильмы объяснить так же невозможно, как и танцевать про архитектуру, но мы все-таки попробуем. Сложно, грязно, отвратительно, но все-таки очень интересно.
Грязь
Светлана Баскова известна прежде всего двумя фильмами "Зеленый слоник" и "Пять бутылок водки". И тот и другой используют в своем сюжете, скажем мягко, крайне экстремальные способы выражения. Фекалии, онанизм, кишки, кровь, полное снижение какой-либо морали и установок. Такое чувство, что перед нами домашнее видео сектантов-говноедов. В процессе просмотра отвратительность настолько доходит до крайности, что начинает даже притягивать. Как "Гаргантюа и Пантагрюэль". Пока не видим картинки - прекрасно, стоит представить, так хочется пойти блевать. Но великую силу книги никто не отменял...
Метафоры
Как бы отвратительны не казались фильмы, но в их основе всегда в глобальном смысле лежит метафора, которая раскрывается на протяжении всего повествования. Например, "Зеленый слоник" многие критики характеризуют как антивоенную притчу, остросоциальный манифест и даже нежное и точное высказывание против смерти и злобы. Фигуры "поехавшего" и "братишки" стали нарицательными, а сам фильм разобрали на мемы и цитаты. То есть, как бы отвратительно не казалось повествование, но его глубинный посыл считывается всеми. А это удается не каждой картине.
Шок
Современное искусство крайне концептуально, оно больше не может позволить себе спускаться до зрителя и объяснять ему какие-то простые вещи. Самый лучший способ - это напугать зрителя до такой степени, чтобы он сам понял трудность и неоднозначность окружающей действительности. Сделать это без использования приемов чернухи практически невозможно, особенно сложно это было сделать в 1990-е. Так что если вы не шокируете, то и не ждите, что вас поймут...
Мы не можем советовать вам фильмы, поскольку они очень экстремальные. Если все-таки отважитесь, то вначале прочитайте краткое содержание сюжета. Нужно очень любить человека, чтобы снять такое кино, и нужно очень много понимать про нашу жизнь, чтобы не сойти с ума от той мерзости, которая содержится в каждом кадре. Светлана Баскова, конечно же, именно такой автор. Понимать и любить сложно, но очень хочется...