… Шли и разговаривали. Справа и слева были луга, кусты, лес. Позади и впереди – наезженная машинами и намозоленная ногами просёлочная дорога. Местами дорога пыльная, в отпечатках собачьих лап, в птичьих следочках , а вон и зигзаг змеиного следа виден… А на взгорках дорога выдутая, гладкая и твёрдая, как пятка.
В небе над дорогой солнце и облака.
Шли, говорили, как обычно бывает в таких случаях, «с пятого на десятое…»
- Жизнь отстаёт от времени… Чувство – проницательнее мысли…
- В детстве и в старости человек ближе всего к вечности. Она ведь с двух сторон жизни – перед рождением и после смерти.
- Но и жизнь часть вечности…
- Да, сознаваемая здесь и сейчас. Если мы что-то и сознавали до жизни – не помним. Будем ли после смерти – не знаем.
- Неужели весь так называемый «прогресс» ведёт лишь к совершенствованию уничтожения человеком всего живого, в том числе и самого человека?
- Да. И комфорт следует за прогрессом. Попивая чай в мягком кресле, можно наблюдать за тем, как мощные бомбы или ракеты взрываются где-то за тысячи километров. А можно даже и управлять этим процессом, нажатием клавиши компьютерной «мышки» - будто это игра… Но взрываются ракеты и бомбы… Они знают для чего взрываются.
- Человек подвержен безумию своих изобретений, произведений, мыслей…
- Человек – то, что он думает.
- Человек сегодня – возможность себя будущего и осуществление прошлого.
- Школа и современный университет дают сумму знаний. Но кто учит мыслить?
- Нужно не поверить, а убедиться, что дважды два – четыре. Убедившись, можно верить всей математике.
Познав основу – поймёшь сущность.
- Но, нужно поверить в Бога, и тогда сможешь убедиться во всём остальном. Ибо основа – вера и она непознаваема.
- Молитва – мысль, обращённая к Богу.
- Жизнь, как эта дорога – каждый оставляет на ней след. Но только идущий по ней к цели – достигнет цели.
- Эта вечная невозможность высказать до конца, до окончательной точности свою мысль, не есть ли подтверждение того, что лишь там, за чертой, будет окончательно понят замысел и жизнь, как его осуществление?..
- Суть человека в мысли-слове.
- Мысль – есть слово. Вне слова нет мысли.
- В молчании рождается мысль-слово. Умеющий молчать, сможет сказать.
- Поэзия – высшая форма организации мысли-слова. Истинное слово – всегда поэзия.
- Что первично – мысль или слово?
- Слово!
- А звук?
- Мысль-слово рождается, в молчании, в беззвучии. И только в слове мысль звучит.
- Что не высказано в слове – того нет. Всё, что может быть высказано – может быть сущим. И есть.
- Путь человека – путь к Слову.
- По загадке можно найти отгадку. По отгадке загадку – нет. (Два конца, два кольца, по средине гвоздик – ножницы. А вот ножницы – это два кольца и т. д. : неверно).
Иначе: по признакам узнаётся предмет, но не по предмету признаки.
Но: предмет первичен, признаки без предмета не существуют.
- Желание рая на Земле – всё равно, как дети бегут к радуге… Мечта красивая, но неосуществимая.
- Да и упасть на бегу-то можно.
- Подумаем о слове «дорога». Оно одно из корневых и важнейших…
Можно разобрать по «методу» юмориста М. Задорнова и писателя С. Алексеева: до-ра-га; до Ра (солнца) движение. Движение к солнцу… Красиво!
И всё же – корень: дор, др, дра. «Дорогой», «дороговизна» и т. д. не от того же ли корня? Есть ещё слово «драгоценность», и оно явно указывает на ценность этого «дра».
А может дорога и представляла собой ценность? Ведь дорогу надо было продрать; дорога вела куда-то – от реки к реке, к соляным копям, к руднику, к деревне… Дорогу надо было и содержать. И это всё было дорого. Но, кто владел дорогой, держал её, тот и брал налог с провозимого товара, назначал цену за проезд… Не отсюда ли – «дороговизна»?...
Заглянув в словари, убедимся лишь в том, что «дорога» от «драть»… И не более того.
Впрочем, «движение к солнцу» - красиво!
- «Из ничего не возникает ничего» - аксиома? Значит, всё, что сотворено, сотворено из чего-то? Но из чего сотворено то, из чего сотворено всё сотворённое? «Исходный материал» - что? Слово? Но из чего Слово? Из пустоты? Из ничего?.. Но ведь мыслить ничто – уже что-то!
Неразрешимый вопрос. На его неразрешимости и держится сущий мир.
Возможно, именно этот вопрос, будоражащий ум, и сделал человека человеком.
- Тогда поправить: нынешнего человека нынешним человеком.
- Слово и мысль, как душа и тело. Душа живёт в теле, и тело живо душой. Слово живо мыслью, мысль выражается словом.
- Но словом выражается и предмет, и явление…
- Обозначение предмета или явления – есть мысль о предмете или явлении, высказанная словом. Всё есть лишь в слове-мысли. И ничего нет вне слова-мысли.
- Обезбожение века 19-го, привело к расчеловечению века 20-го.
- Человек абсолютного добра, неизбежно, должен быть одинок.
- Да возможен ли че-ло-век абсолютного добра?
- Чем более стремится он к одиночеству, тем более приближается к абсолюту.
- Но ведь и зло может быть одиноко.
- Зло ищет приложения в других людях. Одиночество – ограничивает зло.
- Но ведь и добро должно к чему-то прилагаться. В одиночестве – для чего добро? Кому его творить?
- Именно в одиночестве можно, без помех, творить добро для всех. Тем самым, опять же, приближаясь к абсолюту.
- Монашество имеете в виду?
- В том числе и монашество.
Хорошо в одиночестве "для всех" добро творить. Ты попробуй сотвори его для своего соседа по подъезду в многоэтажном доме…
Что было – того уже нет, что будет – того еще нет. Есть настоящее – вот это мгновение, просверк зарницы в небе…
- Воля к воле. По-русски так можно сказать. Это воля (стремление) к свободе.
А ещё есть выражение «воля вольная». Это воля (свобода) в квадрате. Полная свобода.
Значит, возможно и такое выражение: воля к воле вольной.
Если язык и есть народ (национальность), то не удивительно, что именно русский язык (с его стремлением к воле) освоил шестую часть земной суши, первым вышел за пределы земного притяжения, веками отстаивал от всех врагов свою вольную волю.
Но воля-свобода, это не только внешняя свобода (которая выражается, например, и в русском бунте, точную характеристику которого дал Пушкин), но и свобода духа, которая выражается стремлением к правде. А высшая правда на Руси – всегда Бог. Так что великие русские святые главные выразители русской воли. Воли к вольной воле.
- Делай для вечности и, возможно, в будущем настоящем будет и что-то сделанное тобой.
Бог слышит мысль.
Говорим: «Люблю природу» (и я говорю!). Имеем в виду при этом, что любим красивые пейзажи с рекой, лесом, полем, прогулки по парку, походы за грибами, костёр на берегу… Но ведь в природе-то и жесточайшая борьба за выживание, и катаклизмы… И смерть на каждом шагу.
Любим ли такую природу?
А надо любить. Потому что природа – это жизнь, в которой и красота, и жестокость, и смерть как итог земного существования.
Но любить и принимать природу такой, какая она есть, можно лишь веря в высшее предназначение земной природы.
Природа – есть творческий акт.
И жизнь свою – жить творчески, в постоянном поиске, в работе души, в устремлённости духа…
Вот думаешь, говоришь, пишешь… А рядом быт.
Преодолевать быт любовью и жить творчески.
Пейзаж становится пейзажем, когда его увидит и творчески осмыслит человек. Вне человеческого понимания никакого пейзажа нет.
Мера красоты – человек.
А вот Пришвин: «Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – всё это части разбитого единого существа. А человек в природе – это разум великого существа, накопляющий силы, чтобы собрать всю природу в единство».
Нет, в «разбитое существо» я не верю. А верю в предвечного художника, в Творца, который дал человеку природу, как земной дом по пути в дом Небесный.
Дерево лечит раны своего тела смолой. Так человеку лечить раны души ладанным духом, смолой молитвы…
«Смола» и «молитва» - слова-то схожие.
Мечте – доброй мысли – молитве нет предела во времени и пространстве. Зломыслию есть предел, полагает его любовь.
Сказка – живая книга, страницы которой – народ, содержание – жизнь, обложка – вечность.
Жизнь учит сказке, а смерть – молитве.
Молитва – тропинка из себя к Богу.
«Память сердца» у Батюшкова, «сердечная мысль» у Пришвина, «смертная связь» у Рубцова…
«Потерпи, потерпи ещё», - говорю себе. И терплю, в ожидании свободы, как почка, готовая стать листом.
Свобода – быть человеком.
Человек – образ Слова.
Писание – сбивание времени в ком. Скатывание прошлого-настоящего-будущего в единый волшебный колоб жизни, внутри которого, в самой серёдке – живая душа человечья.
Книга – дом мысли.
Молитва – дом Слова.
Молчание – есть внимание: человеку, природе… Богу.
Внимание – это уважение и любовь.
Только внимая и можно что-то понять. А поняв, принять с благодарностью. И тогда уж ответить истинным словом.
… Они шли, шли и пришли. И больше мы ничего не знаем о них…