Одна из древнейших философских книг, существовавшая еще в древности в разных переводах, написанная прекрасным литературным языком, полная глубоких мыслей о смысле бытия - Экклезиаст, не имеет точно определенного автора. Авторство приписывают царю Соломону (как и многие другие тексты Библии, совершенно разнородные по стилю и теме), но личность самого этого легендарного царя более чем сомнительна. Я имею в виду - неизвестно, существовал ли вообще такой человек, или это некий собирательный образ.
Хотя в тексте есть обращение автора, где он называет себя сыном Давида и царем иерусалимским, текстологический и культурологический анализ показывает, что книга Экклезиаста была написана гораздо позже того времени, когда жил предполагаемый Соломон.
Экклезиаст входит в Ветхий Завет и, надо сказать, является в этом сборнике разнородных текстов буквально его украшением (наряду с Песнью песней). Свое греческое название (а "экклезиаст" - это греческое слово) текст получил потому, что таков буквальный перевод древнееврейского «кохелет», что означает ".проповедник в собрании". Некоторые люди думают, что Экклезиаст - имя автора данного текста (и я так думала в юности), но это не так.
Но можно сказать, что это его символическое имя - Оратор в собрании.
Главная идея книги Экклезиаста - в существовании мира нет никакого смысла. Автор развивает ту мысль, что мироздание устроено по принципу круговорота, поэтому в мире все бесконечно повторяется. Как тут не вспомнить Колесо Сансары, образ древнеиндийской философии. В Экклезиасте явны пессимистические настроения, автор полон грусти, и именно этот щемящий настрой оказывает на читателя сильное эмоциональное воздействие.
Автор настроен весьма критично к обществу и тем отношениям, которые сложились в нем.
"Поставлена глупость на высокие посты, А достойные внизу пребывают", - пишет он.
А также:
"Еще видел я под солнцем: Место суда, а там беззаконие; Место правды, а там неправда".
Актуально, не находите?
Не о том ли писал потом, через сотни лет, другой гений - Вильям Шекспир?
"Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье..." и т.д.
Экклезиаст выражает также идеи философии фатализма. То есть он считает, что человек не в силах что-либо изменить в устройстве мира. Все, что произойдет - должно произойти. В бесконечном круговороте постоянно повторяющихся событий человек - всего лишь точка, момент бытия. Его несет поток времени, против которого нет никакого приема, кроме как принять это как данность.
Зачем тогда жить, если все так грустно и плохо? Ответ, данный автором Экклезиаста, вполне могли бы дать Эпикур или, скажем, Альбер Камю. Перед лицом неизбежности сохраняй человеческое достоинство и получай от жизни, которая тебе выпала, максимум простых удовольствий. Чем не Эпикур? А та идея, что, несмотря на неизбежность судьбы, надо жить, утверждая свою человеческую сущность, и так сохранить свое достоинство - чем не Камю?
Книга Экклезиаста перекликается с разными другими философскими трудами, написанными как раньше ("Упанишады"), так и позже - работы эллинистических философов и экзистенциалистов. Значит, проблемы, которые в ней рассмотрены - вечные. Люди и дальше будут думать о том же, о чем думал автор этой великой книги, и испытывать те же чувства.
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
Зачем нужны социальные нормы и надо ли им следовать
Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается
Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:
Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника