Найти тему
Евгений Михайлов

Кто виноват в высокой детской смертности до революции

Довольно неожиданно, одним из немногих реальных аргументов засоветской пропаганды стала высокая дореволюционная детская смертность. Конечно, нельзя сказать, что она была какая-то по тем временам невероятная, довольно близкие цифры были в таких развитых странах как Германия и Австро-Венгрия, тем не менее факт налицо. Правда, попытки связать её с социально-экономическим положением населения всегда выглядели крайне неубедительно. В самом деле, в России был громадный разброс в уровне детской смертности, в период 1908-1910 гг. средний процент детской смертности на первом году жизни был от 437 на 1000 детей в Пермской губернии до 138 в Эстляндской губернии. И не было никакой чёткой связи с уровнем дохода, грамотности и т.п.

Недавно было проведено исследование под руководством Т. В. Натхова (к.э.н., старший научный сотрудник Института институциональных исследований (ИНИИ), которое подтвердило отсутствие прямых экономических причин уровня детской смертности. Зато было выявлено преобладающее значение одного фактора - традиций ухода за грудными детьми. Что объяснило, помимо прочего, значительную разницу в детской смертности между Великороссией и нынешними Украиной и Белоруссией. Казалось бы, там и там православное население, в целом очень похожее по многим параметрам. Но была и разница, которая в данном случае привела к весьма значительным последствиям.

У великороссов было принято крайне рано давать грудничкам прикорм разного рода, а у малороссов и белорусов привычки были другими. Статистика показывает большую разницу даже в рамках соседних уездов одной губернии, если в одних проживали преимущественно великороссы, а в других малороссы и белорусы. Линия раздела примерно соответствует нынешним границам. То есть очень раннее лишение младенцев грудного молока оказалось главной причиной высокой смертности среди великороссов. Это понятно, так как у младенцев до 5-6 месяца нет ещё необходимых ферментов в желудке для переваривания той пищи, которую ему давали, также в его организме не вырабатываются ещё антитела, защищающие его от многочисленных инфекций. А ни антибиотиков, ни других эффективных лекарств тогда ещё не было. Зато у великороссов была крайне высокая рождаемость, что при высоких показателях детской смертности у них и приводило в целом по империи к общему негативному статистическому результату. Детская смертность давала больше половины общей смертности. В старших возрастах смертность уже не сильно отличалась от смертности в Европе. То есть все тогдашние разного рода негативные факторы воздействовали на всё население, но взрослые не особенно страдали, то есть не в них была главная беда. А в том, что детей рано лишали грудного вскармливания.

Изменить положение дел было тогда очень сложно, так как не было необходимых коммуникаций с населением. Причины высокой детской смертности и пути её преодоления были определены до революции, но быстро довести эти знания до массы и тем более побудить её изменить сложившийся порядок не было возможности. Не было радио, телевидения, всеобщее обучение грамоте тоже ещё было в процессе. К тому же даже те коммуникативные каналы, которые существовали, часто использовались подрывными элементами для дестабилизации. Тем не менее уже до революции успел сложиться устойчивый тренд на снижение детской смертности.