Первый противоперегрузочный костюм был создан канадским ученым-медиком Уилбуром Френксом в 1940 году. Он представлял собой обтягивающий комбинезон из прорезиненной ткани. В штанинах были специальные манжеты, заполненные водой. Под действием перегрузки вода сдавливала ноги летчику, препятствуя оттоку крови из верхней части тела. Костюмы Френкса проходили испытания во время войны в ВВС США и Великобритании, но широкого распространения не получили из-за низкой эффективности. Но сама мысль оказалась верной, нужно было только ее усовершенствовать.
Схлестнувшись с американскими «Сейбрами» в корейском небе, пилоты советских МиГ-15 были несколько удивлены и озадачены: более размерные и тяжелые американские машины маневрировали энергичнее советских. Технически МиГи могли делать то же самое, но летчики… Перегрузки были страшными. Неужели за океаном народ покрепче? Секрет американского «человеческого фактора» раскрыли пленные – на них были пневматические противоперегрузочные костюмы. Вернее, даже не костюмы, а скорее колготы с поясом. Принцип работы был не сложен: при перегрузке пневмосистема автоматически подает в костюм воздух под давлением, обжимая живот и ноги летчика. Это препятствует оттоку крови от головы и верхней части тела. Летчик не теряет работоспособности. Т.о. первооткрывателями пневматического противоперегрузочного костюма можно считать американцев. Но!..
Наткнулся на интересные фотографии, сделанные в 1945 году. На них запечатлен немецкий летчик-испытатель со странным сооружением на голове в кабине экспериментального самолета «Хортен» Но-IX. Видно, что и на груди у него какие-то шланги. Удивил, скажут спецы, это же обычный высотный гермокостюм с гермошлемом. Действительно, гермокостюмом или, говоря иначе, высотным скафандром в те времена уже мало кого из специалистов можно было напугать. И, что интересно, пионером в этой области был СССР. Первые высотные скафандры появились в стране Советов еще в начале тридцатых годов. «Сталинские соколы» поднимались «все выше и выше, и выше…», нужно было решать проблему низкого давления на больших высотах. Для этих целей был разработан целый ряд высотных скафандров. Работы по этой теме прервала война.
Создавались высотные скафандры также в США, Франции, Испании. В 1936 в высотном скафандре конструкции профессора Хейлдена лейтенант Королевских ВВС Френсис Суэйн на самолете Бристоль-138А установил рекорд высоты 15223 метра. Итальянский рекордсмен Марио Пецци летал в скафандрах конструкции Кавалотти (гермокостюм от Кавалотти… гламурненько звучит).
Чем же так интересна немецкая конструкция? Дело в том, что «Хортен» Но-IX революционный самолет. Мало того, что он был на реактивной тяге, так он еще был построен по футуристической схеме «летающее крыло», к которой конструкторская мысль вновь всерьез обратится лишь ближе к концу ХХ века. Расчетный потолок самолета составлял 16000 м., расчетная скорость 970 км/ч. При этом аэродинамическая схема позволяла развивать куда большую скорость. Все зависело только от тяги реактивных двигателей. Jumo-004В развивали тягу 900 кг. Установи более мощные двигатели и самолет полетит быстрее. Между тем, летчики, летавшие на серийных реактивных Ме-262, уже жаловались на значительно возросшие перегрузки при маневрах. А «Хортены» могли летать еще быстрее, и перегрузки на них были бы еще выше. Итак, имеем боевой самолет, способный забираться на высоту 16 км и летать со скоростью свыше 1000 км/ч (в перспективе). То, что человеку на больших высотах требуется высотно-компенсирующий костюм – это понятно. А как с перегрузками-то быть? На фотографии летчик в высотном скафандре конструкции фирмы «Дрёгер». А «Дрёгер» в те времена была одним из ведущих мировых производителей пневмооборудования медицинского и спасательного назначения. Может их высотный скафандр имел еще и функцию противоперегрузочного костюма? Материалов о скафандре «Дрегер» очень мало, но в некоторых зарубежных изданиях имеется информация, что эта функция у скафандра была.
Тогда получается, что первыми были не американцы, а немцы. Силен сумрачный арийский гений! Все «Хортены» в 1945 году попали в руки американцев. Наверняка, и скафандр «Дрегер» тоже.
Кстати, в ряде источников указано, что в скафандре и шлеме в кабине «Хортена» сидит его ведущий летчик-испытатель Эрвин Циллер. В других источниках говорится, что это какой-то другой человек. Не знаю… Прикреплю фото Циллера. Может кто и определит. Известно, что Циллер никогда в этом снаряжении не летал.
Все фото взяты из открытых источников