События лета 2000-го года являются, пожалуй, самой актуальной тайной современной России. Разгадке произошедшему в Баренцевом море посвящены сотни статей и десятки книг, но ни в одной из них почему-то нет детального описания этой трагедии. Итак, что же тогда произошло? Ответа ВВП «Он утонул» - явно недостаточно…
Что всем нам известно?
1. ПЛ «Курск» затонул при проведении каких-то манёвров или испытаний в специальном мелководном районе акватории Баренцева моря в территориальных водах России. По слухам, в тот день с борта крейсера «Петр Великий» была запущена реактивная торпеда «Шквал».
2. Ракета-торпеда «Шквал» - неуправляемая вследствие её высокой скорости «полёта» в воде – является противокорабельной и поэтому глубина её хода не более 10 метров. При испытаниях она естественно не оборудуется подрываемой БЧ.
3. После подъёма в правом борту Курска в районе стыка первого торпедного (отрезанного и оставленного на дне) отсека и второго наблюдается круглое входное отверстие диаметром более метра.
4. Через несколько часов после происшествия в Баренцевом море замечена повреждённая американская ПЛ «Мемфис» с существенными деформациями корпуса в носовой части корпуса.
5. После окончания работ остатки первого отсека на дне Баренцева моря были разбомблены и безвозвратно уничтожены (якобы для соблюдения режима секретности и соблюдения гостайны о конструкции ПЛ и находящихся в ней невзорвавшихся торпед).
6. Через несколько дней после трагедии в Россию прилетал директор ЦРУ Джордж Теннет для проведения «консультаций»… а спустя незначительное время на нашу страну «пролился дождь» из американской валюты в несколько «лярдов» «зелёных».
7. Нашим «знатокам» естественно известно - что произошло, но они благоразумно уходят «в несознанку».
Возможная разгадка
В Баренцевом море на мелководном полигоне в ходе учений проводились и тестовые испытания ракеты-торпеды «Шквал». Запущенная с борта крейсера она должна была пройти в непосредственной близости от ПЛ, на которой была установлена аппаратура для снятия физических и акустических характеристик её «полёта» в водной среде. Для ПЛ это было признано безопасным вследствие того, что она должна была идти на глубине не менее 50 метров, что гарантировало проход торпеды минимум на 30 метров выше ПЛ при любом раскладе…
Но… произошла «утечка информации». О месте и времени проведения очередных испытаний нового образца вооружений стало известно «нашим американским друзьям», и они тоже решили понаблюдать за «скоростной торпедой».
Наши корабли чрезчур увлеклись подготовкой к манёврам и «прохлопали» проход американской ПЛ Мемфис в район полигона. Супостаты, воспользовавшись шумностью «Курска», правильно вычислили момент когда тот вышел на курс наблюдения за запуском торпеды, и пошли встречным курсом. Для пущей безопасности они выбрали глубину не менее 60 метров…однако их акустики допустили «промашку». Курсы ПЛ пересеклись и своим носом американец протаранил носовую часть нашего атомохода, выбросив сразу же после этого свой аварийный буй. Получив «апперкот» Курск начал быстро всплывать – чего делать было категорически нельзя – и поэтому были даны команды переложить рули глубины на «быстрое погружение» и максимально увеличить скорость хода для ускорения «движения вниз». Но принятые меры не помогли. «Курск» по инерции вылетел почти на поверхность моря… и поймал себе «в борт» летящий со скоростью более 100 м/с «Шквал». Ракета-торпеда калибра 533 мм при движении образует вокруг себя каверну, поэтому общий диаиетр её «кокона» превышает 1 метр. Она не только пробила лёгкий, но и повредила прочный корпус первого отсека, где находились боевые торпеды ПЛ. Мгновенный пожар… и через незначительный промежуток времени подрыв их боевых частей. За это время Курск успел не только начать погружение, но и провалиться практически до дна мелководного полигона. Пропахав после взрыва длинную борозду, он на долгие месяцы замер там, унося 118 жизней наших моряков.
В итоге - череда из большого числа «случайностей», вылившаяся во всероссийскую трагедию.
Можно ли было спасти укрывшихся в 9-м отсеке?
Увы…нет. Моряки успели перейти в спасательный 9-й… и даже какое-то время успешно в нём пребывали. Однако вследствие ошибочных действий ими был допущен контакт контейнеров с кислородными элементами с водой и маслом. Произошёл их быстрый нагрев и воспламенение с ускоренным выгоранием кислорода в отсеке. Ребята погибли ещё до того как спасатели предприняли первые попытки стыковки с ПЛ.
Стоило ли сразу же рассказать о причинах трагедии?
Международные договорённости надо выполнять. Если «верхи» договорились, что в обмен на «молчание» нам компенсируют «убытки»… то ВВП всё сделал правильно.
©Маэстро