Найти тему
Илья Вихров

Японский хип-хоп. Каков он, рэп и бит от восточных мастеров?

Оглавление
Nujabes - пионер джазового хип-хопа в Японии. Благодаря ему жанр смог выйти из андеграунда.
Nujabes - пионер джазового хип-хопа в Японии. Благодаря ему жанр смог выйти из андеграунда.

Первое что можем вам прийти в голову при прочтении заголовка - «какой ещё японский хип-хоп, он что, существует?». И действительно, вероятно вы никогда не слышали о нём. А если так, то я вам предлагаю окунуться с головой в мир хип-хопа Страны Восходящего солнца с этой статьей.

Начнём мы с истории, после плавно перейдём к основателям жанра, а затем к современности. Новое открытие в музыке вас уже ждёт.

Зарождение и первые попытки. 1986 - 1995.

Удивляет столь большой временной отрезок? Ответ тут простой - японские медиа-компании и сама культура страны отторгала хип-хоп на протяжении долгих лет, из-за чего рэперы и битмейкеры оставались в андеграунде на протяжении десятилетия. До 1986 года хип-хопа в Японии и не существовало - были отдельные артисты, готовые экспериментировать с этим жанром. Среди них Yellow Magic Orchestra, культовое электро-трио.

И вот, в 1986 году в Шибуе (район Токио) открылся первый клуб, ориентированный на хип-хоп. В то время появились первые рэперы страны - Ito Seiko, Chikado Haruo, Tinnie Punx и Takagi Kan. Сейчас попытка послушать такое вызовет скорее смех. Даже у меня. Чтобы вы могли меня понять, вот вам трек Takagi Kan 1992 года, найденный мною на youtube.

Не знаю, насколько вас хватило, но мы продолжаем. Вы же хотите узнать, как японская рэп-сцена эволюционировала?

Наступили 90-е. И вот тогда, словно ожидая нужного момента, на сцену вышли ECD, SOUL SCREAM, Buddha Brand, RHYMESTER, King Giddra, Scha Dara Parr и конечно же великий DJ Krush. Именно они привнесли в японский хип-хоп то, без чего этот жанр не мог бы существовать - свободную лирику. Эти люди и создали первые хиты, открыли глаза старомодным японцам и будучи реальными пацанами с района, пролили свет на невыносимую чёткость бытия.

Зажатость и неуверенность ушли прочь - эти люди наставили на путь истинный будущих японских рэп-артистов.

Переход в major. 1996 - 2000.

На этом этапе жанр в Японии перестал быть диковинкой, чётких пацанов и пацанесс, требующих пояснить за шмот хип-хоп, становится больше.

Африканские косички, мешковатые штаны...
Африканские косички, мешковатые штаны...

В это время небывалую популярность обретает DJ KRUSH, став чуть ли не первым из восточных бит-мастеров, выступающих на западе. И здесь же, в 1996 распадается King Giddra. Из троих участников большего успеха в сольной карьере добился только Zeebra, которому спустя много лет дадут неофициальный титул крёстного отца японского рэпа.

Сейчас хочу вам представить клип Zeebra, приуроченный к выходу фильма "Брат Якудзы" 2000 года.

Zeebra на тот момент был самым популярным рэпером страны. И вполне заслужено.

Под конец 90-х годов не утихает конкуренция между артистами (но никаких войн побережий в Японии не было, вопросы решали мирно ритуальными убийствами), комбинируются жанры, привносится что-то новое. Каждый хочет занять место получше. Свежий виток развития задаёт DS455, первая в истории Японии g-funk группа. Атрибутика g-funk привносит в японский хип-хоп лоурайдеры с гидравликой, пляжных красоток и нежный бэк-вокал. LOYRIDE4LIFE становится лозунгом новоявленных джи-фанкеров (простите за такой каламбур).

Конец 90-х оказался богат на новые лица в музыке. Как же не упомянуть и m-flo.

Хип-хоп культура в Японии обрела невероятный подъём. Не обошлось и без рэп-рока. Лицом новоявленного жанра стали Dragon Ash, RIZE и ORANGE RANGE.

Расцвет. 2000 - 2010.

Теперь жанр навсегда покинул андеграунд, рэперов приглашают на крупнейшие ивенты и шоу. Потребность в достижении новых вершин не останавливает артистов. Nujabes, упомянутый мною ранее, на рубеже 2000 года начинает творческий путь. Его обворожительный подход к музыке, нежности мелодий, гармонично подобранным сэмплам и желанию завести в страну джазовый хип-хоп даёт плоды.

Nujabes в одночасье становится живой легендой. А написанный им саундтрек к аниме-сериалу «Самурай Чамплу» подкрепляет его авторитет.

Удивительно, как джазовый хип-хоп, не снискавший популярности на своей родине США обретает популярность на востоке. Jazzy hip-hop даже для тебя, мой читатель, возможно станет одним из самых потрясающих открытий в музыке.

Автор этой статьи, кстати, полюбил японскую музыку именно благодаря хип-хопу. Home Made Kazoku - первый рэп-коллектив, который я слушал.

Home Made Kazoku стали популярны в нулевых потому, что их музыка неоднократно использовалась в аниме-сериалах. Добавлю, что это и не рэп в классическом смысле, и не jazzy hip-hop. Здесь подойдёт понятие pop rap. Среди набравших популярность артистов в этом направлении в нулевых стоит выделить KREVA, SEAMO, KEN THE 390 и Hilcrhyme.

В 2009 году произошло одно из самых значимых событий в истории японской хип-хоп сцены - рэпер AK-69 стал первым в истории страны MC, клип которого собрал свыше 30 миллионов просмотров на youtube. Этот момент ознаменовал будущее становление AK-69 как самого успешного рэпера страны. К нему мы вернёмся позже.

Новая эпоха. 2011 - наши дни.

Десятые года ознаменовали новую эпоху для восточных MC, битмейкеров и диджеев. Впервые за всё время они стали узнаваемы не только в Азии. Во многом здесь на руку сыграл идеальный баланс (с) между восточным подходом к музыке и современными трендами. Здесь я не хочу нагружать вас событиями, а познакомить с музыкой конкретных артистов, которые достойны вашего внимания.

  1. KOHH

Trap сейчас популярен как никогда, и KOHH в 2013 году понял это чуть раньше своих коллег по музыке. Именно поэтому теперь он самый востребованный японский MC на западе.

2. AK-69

На родине AK-69 называют королём японского хип-хопа. И не зря - награды в номинациях лучшего артиста, лучшего музыкального клипа, огромные гонорары и гигантские площадки для концертов - прямое тому доказательство.

3. DJ RYOW

Близкий друг AK-69. DJ RYOW композитор и битмейкер, поэтому для записи треков он всегда приглашает близких по духу ему MC.

4. AKLO

Парень с мексиканскими корнями "взорвал" японскую рэп-сцену в 2014 году.

5. tofubeats

Электро/хип-хоп диджей.

6. SALU

MC с вечными африканскими косичками и пьяной походкой.

7. Anarchy

Псевдоним артиста как-бы "намекает".

Вот мы и подошли к финалу. Надеюсь, эта статья помогла тебе открыть хип-хоп заново, обнаружив, как много достойных MC есть и за пределами штатов. :)