Продолжение. Начало здесь
Роман Остин «Гордость и предубеждение» на наших глазах превратился в сказку вроде «Золушки», которую не устают рассказывать на новый лад, но с непременным соблюдением ключевых деталей: фея-крёстная, бал, хрустальный башмачок.
Вот Дарси пренебрегает Элизабет на балу, а вот Лиззи отказывает мистеру Коллинзу, вот очаровательный Уикхем, а вот и объяснение Дарси с Элизабет...
Культовый сериал 1995 года добавил в этот список новый пункт, который обыгрывается во всех кинопародиях и фанфиках: Дарси в мокрой рубашке.
«Шеззер возилась с кассетой – фильм «Гордость и предубеждение», – пытаясь найти то место, где Колин Фёрт ныряет в озеро.
– О'кей, идите сюда, сейчас нырнёт.
Тут мы все затихли, любуясь, как промокший насквозь Колин Фёрт, в прозрачной белой рубашке, вылезает из озера. Ммм, ммм…» (Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс: Грани разумного»).
«Мне хотелось подчеркнуть их внешность, вытряхнуть их из кокона амуниции, где это только было возможно. У меня, например, мистер Дарси моется в оловянной ванне и слуга поливает его из кувшина.
Все предыдущие экранизации были в известной степени крэнфордианскими, с милыми дамами и застёгнутыми до подбородка джентльменами. Мне же хотелось показать, что у них были не только мозги, но и тела», – рассказывал сценарист сериала Эндрю Дэвис.
Из интервью, которое в книге Бриджит Джонс брала у Колина Фёрта:
БД. Когда им надо было делать новый дубль, вам приходилось снимать мокрую рубашку и надевать сухую?
КФ. Да, возможно, мне приходилось это делать, да.
БД (неровно дыша). Сколько дублей вам пришлось сделать, когда вы прыгали в озеро?
КФ (кашляет). Ну… кадры под водой снимались в бассейне на Эрлинг Студиос.
БД. О нет!
КФ. Боюсь, что так. В тот э-э-э… момент, когда герой летит в воздухе, – очень короткий – снимали каскадёра.
БД. Но он выглядел как мистер Дарси.
КФ. Это потому, что ему наклеили бакенбарды, а поверх водолазного костюма надели костюм мистера Дарси, хотя, вообще-то, так он был похож на позднего Элвиса. По соображениям страховки он мог выполнить трюк только один раз, а потом примерно шесть недель проходил медосмотры. На всех остальных кадрах с мокрой рубашкой – я.
БД. А надо было всё время мочить рубашку?
КФ. Да, её спрыскивали. Спрыскивали и потом…
БД. Чем?
КФ. Простите?
БД. Чем?
КФ. Какой-то штукой, вроде спринцовки. Послушайте, может быть, мы...
БД. Да, вот я что хотела спросить: вам все время приходилось снимать рубашку и… и надевать новую?
КФ. Да.
БД. Чтобы снова намочить?
КФ. Да.
Сценарист Эндпю Дэвис продолжает:
«Эпизод с купанием в Пемберли — хорошая иллюстрация того, что визуальное повествование может сообщить о герое так же много, как и литературное описание, хотя иным образом.
Во время экскурсии по Пемберли экономка приводит Элизабет и Гардинеров в галерею, где Элизабет видит портрет Дарси. Она долго смотрит на портрет, пытаясь объединить официального, но улыбающегося Дарси на портрете с тем его образом, который она мысленно нарисовала.
Затем на экране появляется Дарси, скачущий к Пемберли. Издалека он очень похож на того строгого Дарси, к которому мы привыкли. Но когда он приближается, мы видим, что он весь в дорожной пыли, потный, тяжело дышащий от усталости. Он направляется к озеру и решает нырнуть — «короткий побег от обязанностей и смятения измученной несчастной души», — пишет Эндрю в указаниях к сцене. Затем мы следуем за Дарси под воду — не столь необходимый эпизод, как кто-то может решить, но это очередной визуальный способ показать другого Дарси, «прокладывающего себе путь в другой стихии, живого человека, свободного от силков культуры».
В этот короткий момент вам опять напоминают, что Дарси, несмотря на все его обязанности владельца Пемберли, на самом деле просто молодой человек. И в чередовании эпизодов — с Элизабет, взирающей на портрет, и затем с Дарси во плоти, которого видят зрители, — можно уловить мысль, что в этой истории есть много разных портретов Дарси, о чем сама Лиззи говорит ему на балу в Незерфилде: «Я слышала о вас столь различные мнения, что попросту теряюсь в догадках».
Сразу после выхода сериал стал бомбой. Все обсуждали историю, и не только женщины, но и мужчины – они говорили о классовости, снобизме героев. «Таймс» написала, что бриджи мистера Дарси настолько тесные, что в них можно пересчитать мелочь. А журналистка «Дейли мейл» в образе Элизабет и репортёр в костюме Дарси в течение недели жили жизнью этих героев.
Кстати, собственно стоящим в озере мистера Дарси мы не видим. Пришлось этот пробел восполнить в следующих экранизациях )
Продолжение здесь.
Читайте также:
Мистер Дарси, великий и прекрасный
«Гордость и предубеждение» 1940: старый добрый Голливуд
Мистер Дарси после Колина Фёрта
Стройные и пухленькие барышни в романах Остин
Шарлотта Лукас – звезда феминисток
На что рассчитывал Уикхем, похищая Лидию Беннет?
Должна ли экранизация следовать книге?
"Джен Эйр, или Записки гувернантки Теккерея"
Джен Эйр в английском спектакле: некрасивая и неистовая (но мне понравилось)
Как мы с сестрой смотрим кино
Путеводитель по моему каналу на Яндекс.Дзене: публикации про кино и сериалы