Найти в Дзене
Ильмир Ильхамов

Видеть за пределами депрессии

Появляются новые доказательства того, что депрессия - это не просто расстройство психики, а анализы крови на признаки воспаления обещают варианты лечения, точно соответствующие потребностям каждого пациента.

Депрессия является широко используемым словом многих значений. Сегодняшний клинический смысл подобен тому, что древнегреческие врачи называли меланхолией - синдромом грусти или плохого настроения, низкой энергией, сниженной способностью к удовольствию (или ангедонией), сниженным аппетитом к еде, пессимистическим предвкушением будущего, виноватым размышления о прошлом и строго самокритичный уклон в мышлении, который может привести к самоповреждению или суицидальному поведению.

Нет вопросов, это тяжело быть больным. Но что, если депрессия не была строго расстройством ума? Мысль о том, что миссис П. может быть в депрессии, потому что она воспалена, а не потому, что она думала о воспалении, не приходила мне в голову в 1990 году, и такая идея могла бы помешать врачу, даже если бы я был достаточно умен, чтобы представить себе это тогда.
Но это понятие сегодня является предметом исследований, центральным элементом бурно развивающейся науки нейроиммунологии. И это не только отражает новый взгляд на расстройство, но и обещает новые способы его лечения, отслеживания - даже новые меры по его предотвращению среди тех, чей жизненный опыт подвергает их риску его развития.

Чтобы установить, что депрессия может быть вызвана воспалением где-то - где угодно - в организме, требуется много доказательств. Но это также требует большего: радикального изменения мышления, потому что оно отвергает одну из отличительных черт западного мышления - глубокую линию разлома, которая отделяет представления о работе тела от представлений о работе ума.

Многие пациенты с воспалительными расстройствами обращаются к специалистам из лучших побуждений, таким как ревматологи, которые могут распознавать симптомы депрессии, но не чувствуют, что знают, как их лечить, или понимают, как они связаны с опухшими суставами, которые они считают квалифицированными. Отказ врача от психологических симптомов неудивителен, учитывая раскол между разумом и телом западной медицины, но удивительно, учитывая, что у большинства врачей есть некоторый непосредственный клинический опыт применения противовоспалительных препаратов, повышающих настроение.