Найти в Дзене
О науке

ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ МОДЫ И АРХИТЕКТУРЫВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ МОДЫ И АРХИТЕКТУРЫ

Архитектура и мода тесно взаимосвязаны между собой. Искусствоведы всего мира интересуются вопросом единого подхода архитекторов и дизайнеров одежды в постановке их творческих задач и решений. В основе произведений архитектурного искусства лежат «польза, прочность, красота», которые преобразованы в художественный образ. Принципы формообразования в моде и архитектуре сходны и функционально определены человеком. Как и одежда, архитектурное сооружение - средство укрытия человека от непогоды. Архитектура и мода в одежде не только используют одинаковые идеи, они основываются на одних и тех же профессиональных терминах: эскиз, размер, образ, орнамент. Выразительные средства, применяемые как в архитектуре, так и в создании одежды, – пластика объемов, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет. В стилевых эпохах обнаруживаются примеры того, как очень похожие выразительные средства применялись для образования новых форм в архитектуре и в моде. Потому в творчестве архитекторов дизайн оде
Оглавление

Архитектура и мода тесно взаимосвязаны между собой. Искусствоведы всего мира интересуются вопросом единого подхода архитекторов и дизайнеров одежды в постановке их творческих задач и решений. В основе произведений архитектурного искусства лежат «польза, прочность, красота», которые преобразованы в художественный образ.

https://www.pinterest.de/pin/347762402473727397/
https://www.pinterest.de/pin/347762402473727397/

Принципы формообразования в моде и архитектуре сходны и функционально определены человеком. Как и одежда, архитектурное сооружение - средство укрытия человека от непогоды.

Архитектура и мода в одежде не только используют одинаковые идеи, они основываются на одних и тех же профессиональных терминах: эскиз, размер, образ, орнамент. Выразительные средства, применяемые как в архитектуре, так и в создании одежды, – пластика объемов, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет.

В стилевых эпохах обнаруживаются примеры того, как очень похожие выразительные средства применялись для образования новых форм в архитектуре и в моде.

Потому в творчестве архитекторов дизайн одежды занимает значительное место. Так, начиная с античных времен прослеживается закономерность архитектуры здания со стилем в одежде.

К примеру, в древней Греции

можно увидеть параллель между известным образом храма с традиционной одеждой древних греков – хитонами.

В древней Японии

кимоно – это повседневная одежда и мужчин, и женщин всех сословий. Многослойные скрывающие фигуры объемные одежды напоминают образ типичных японских храмов. Одежда и типичные постройки Древней Руси отображали обычаи и мировоззрение жителей, отношение к окружающей природе и всему миру.

В архитектуре, XI – XIII веков

преобладает Романский стиль, который оставил великолепные образцы зодчества, и повлиял на внешний вид людей того времени. Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи, и также видна чёткая взаимосвязь стиля в одежде с образом здания.

Эпоха возрождения, пришедшая на смену средним векам – светский характер культуры, который отразился и на образцах архитектуры, и на стиле одежды людей того времени.

Мода эпохи рококо отличалась стремлением к утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.

Считается женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично женским образцам. Также и архитектура рококо стремится быть лёгкой, игривой, приветливой.

Стилевые изменения и новые направления в дизайне одежды рассматриваются с точки зрения перемен, происходящих в архитектуре того времени.

В конце XIX – в начале XX веков

преобладает стиль модерн, который оставил великолепные образцы зодчества, и повлиял на внешний вид людей той эпохи.

https://www.pinterest.de/pin/423760646185971473/
https://www.pinterest.de/pin/423760646185971473/

В начале XX века стало очевидно,

что индустриализация и новые технологии внесли в жизнь людей огромные изменения. Теперь главное направление в разработке одежды – создание удобной одежды с геометрическим орнаментом.

Первыми, кто использовал одежду как чистый холст - это Александр Михайлович Родченко и группа конструктивистов. Их задумка отличалась от других абстрактных течений в искусстве — общественной пользой и материализмом.

В это же время в Голландии, под влиянием художника Пита Мондриана, развивается стиль неопластицизм, где основой композиции геометрические фигуры, а основой цветовой гаммы – картины Пита Мондриана.

На Западе в конце XIX–начале XX веков развивается модернизм.

Петер Беренс, АнриВанн де Велде и Фрэнк Ллойд Райт - все они были архитекторами, но также экспериментировали с дизайном женской одежды. Ив Сен Лоран, Тьери Мюглер признавались, что архитектурному подходу в одежде учились у одного из первых архитекторов в моде Чарльза Джеймса (1906–1978), который создал стеганые атласные пальто – прототип современной «дутой» одежды. Один из талантливейших дизайнеров 1960- х гг. Пако Раббан – архитектор по образованию.

В искусстве он больше строитель, чем портной. Вместо ножниц, иголок и ниток он использовал плоскогубцы, отвертки и молотки. Тем не менее все непластичные материалы, от металла до пластика, которые использовал художник, подобно тканям, повторяли линии тела.

Многие образы и жесткая геометрия моды 60-х годов XX века перекликаются с известными архитектурными сооружениями. Например, мини-платье, созданное Андре Куррежем в 1968 году, похоже на виллу Савой в Пуасси Ле Корбюзье. Отстроченные, геометрической формы карманы на платье, напоминают окна, а шляпы – крыши.

Как дизайн одежды испытывает влияние архитектуры, так и архитектура испытывает влияние моды. В 90-е годы XX века пражский архитектор Ян Каплицкий создал обтекаемый металлический «чехол», украсивший новое здание универмага Selfridge’s в Бирмингеме.

https://www.pinterest.de/pin/546624473505403799/
https://www.pinterest.de/pin/546624473505403799/

На образ данного здания архитектора вдохновила коллекция дизайнера одежды - Пако Рабана. Среди современных архитекторов, занимающихся дизайном одежды следует отметить творчество выдающегося архитектора Захи Хадид. Кроме работы с крупными формами она создаёт инсталляции, театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь и одежду.

В архитектуре и в моде в наше время наблюдается расширение ассортимента используемых материалов, и сфера деятельности творчества расширяется благодаря техническому прогрессу. Крупные научно-технические открытия находят отражение в новых художественных формах и новых технологиях формообразования.

В целом, архитектура и мода,

как пространственные формообразования, характеризуются общим стремлением быть выразителем времени и общества.

Мода вдохновляется всем окружающим в мире. Особенно прекрасные модели получаются утех, кто нашел вдохновение в лучших классических проявлениях архитектуры - изгибах, формах, цвете, текстуре - в этих сочетаниях заключена гармония.