Найти тему

Нужно ли учиться в университете?

Привет.

Хочу сразу предупредить о том, что здесь будут лишь мои размышления, как человека, у которого отношения с университетом и вообще отношение к высшему образованию в целом, менялись, как качающийся маятник, с течением времени.

Начнем с того, что одна из основных проблем российского высшего образования, которую вижу я, - это то, что появилась возможность учиться платно и относительно дешево. Во многих регионах стоимость обучения даже в государственных ВУЗах стоит около 1000$ за год. Да, для кого-то это существенная сумма, но, в целом, многие люди способны обеспечить своему ребенку обучение по такой цене.

Недостатки платного образования заключаются в том, что люди, которые поступили на бюджет, и люди, которые поступили на коммерческой основе, учатся вместе. И, чаще всего, тех, кто учится платно, больше. В моём случае, было крайне сложно наблюдать абсолютно незаинтересованных в знаниях людей, которые ищут простой путь, чтобы без напрягов дойти до диплома (списывания, взятки и т.п.). Естественно, это всё очень влияет на тебя. И даже если ты хочешь учиться, хочешь реально разобраться в той науке, которую изучаешь, ты оказываешься белой вороной. Тем более, большинство преподавателей поддерживают эту систему. На лекциях, они, в худшем случае, читают с бумажки, а в лучшем случае, пытаются что-то рассказать, но запал их быстро тухнет, когда они понимают, что это мало кому интересно. На семинарах они спрашивают минимум, поскольку не надеются на то, что кто-то реально подготовился. Да и получить взятку мало кто из них против - это всем известно.

Раз уж я коснулся преподавателей, то, продолжая тему, нужно сказать ещё о том, что либо из-за недостатка кадров, либо из-за чего то ещё, на важные предметы, порой, ставят абсолютно никчемных преподавателей. И получается так, что на факультете юриспруденции, преподаватель философии вызывает больше уважения, чем преподаватель гражданского права. Речь, конечно, идёт об уважении, как к преподавателю. Вообще, я уже когда-то писал статью о людях, которые учат.

Наверно, с этого нужно было начинать, но я напишу об этом здесь. Итак, ЕГЭ. Эффективно ли ЕГЭ? Я думаю, что многие понимают, насколько будущему биологу нужно умение решать тесты, - абсолютно на$$й не нужно. Но, к сожалению, ЕГЭ не проверяет знания, а репетиторы учат понимать систему тестирования, а не предмет. Соответственно, в ВУЗ, на бюджет, не попадают самые достойные претенденты, а попадают выживальщики, которым не в падлу было прокачать навык решения тестов. Была же рабочая советская система поступления в ВУЗ. Зачем её нужно было менять?

Следующее, о чем стоит поговорить, - это мотивация студентов. Откуда ей взяться, если все вокруг кричат, что тебя не возьмут на работу без опыта, что юристы/экономисты никому не нужны, что "надо было идти в сельскохозяйственный вуз", а лучше вообще заниматься бизнесом, как рекомендовал, правда в другом контексте, наш замечательный премьер-министр. Да, если ты закончишь какой-то узкоспециальный, особенно, технический факультет, то, возможно, поиск работы не будет для тебя сильно осложнен, но почти всем, кто закончил гуманитарные факультеты, открыт путь разве что во "всеми любимые" продажи или на госслужбу. Да, бывают и исключения, но они не отменяют убогой ситуации на рынке труда.

Подводя итог, хочется сказать, что высшее образование, вероятно, стоит выбирать тем, кто собирается идти в науку. Второй вариант - это те специальности, где без высшего образования работать у тебя не получится (врачи, учителя, некоторые юридические и технические специальности и т.п.). В целом, лучше потратить своё время на самообразование, читать больше книг, смотреть лекции онлайн (благо, их становится всё больше и больше) и т.д.

Опять же, это мой субъективный опыт. Интересно было бы услышать, как это было в вашем случае, поэтому, прошу в комментарии.