В некоторых обстоятельствах правительство считает, что цена равновесия на свободном рынке слишком высока. Если на рынок оказывается политическое давление, правительство может установить максимальную цену или верхний предел цены.
Для освобождения потребителей от высоких цен вводится верхний ценовой предел.
В области продовольствия и сельского хозяйства эти стратегии чаще всего применяются в странах с низким уровнем дохода, где политическая власть сосредоточена в руках городских потребителей. Если цены на продовольствие вырастут, могут начаться демонстрации и массовые беспорядки с целью оказания давления на правительство с требованием установить предельные цены. В Соединенных Штатах в 1970-х годах при президенте Ричарде М. Никсоне были установлены предельные цены на мясные продукты. В этот период высокой инфляции для природного газа использовались также предельные цены. Считается, что прожиточный минимум не позволяет семьям оплачивать предметы первой необходимости, а рыночные интервенции используются для того, чтобы сделать говядину, другое мясо и природный газ более доступными. Цены на жилье в городских районах США часто устанавливаются на предельном уровне. Контроль за арендой давно стал характерной чертой Нью-Йорка, где ставки аренды квартир остаются низкими по сравнению со ставками свободного рынка. Бум в индустрии программного обеспечения привел к резкому росту цен на жилье и арендных ставок в районе залива Сан-Франциско, Сиэтле и районе залива Пьюджет-Саунд. Рассматривается вопрос о контроле за арендной платой в обоих местах, чтобы сделать Сан-Франциско и Сиэтл более доступными для работников среднего класса.
Анализ благосостояния может быть использован для оценки воздействия верхнего предельного уровня цен.
Далее мы сравним базовый сценарий свободного рынка со сценарием политики и сравним выгоды и издержки политики по сравнению с базовым сценарием свободных рынков и конкуренции. Рассмотреть вопрос о предельных ценах, установленных для рынков природного газа. Цель или задача этой политики заключалась в том, чтобы помочь потребителям. Мы увидим, что эта политика действительно помогает некоторым потребителям, но ухудшает положение других. Эта политика также наносит вред производителям. Этот непредсказуемый результат стоит пересмотреть: предельные цены помогают некоторым потребителям, но наносят ущерб другим. Всем продюсерам становится хуже. Политики не ставят перед собой цель добиться такого результата. Экономисты играют важную роль в анализе и доведении результатов политики до сведения директивных органов.
Социальное благосостояние максимизируется за счет свободных рынков, поскольку площадь зоны благосостояния CS + PS является самой большой по сценарию свободного рынка. Как мы увидим, любое вмешательство государства в рынок неизбежно приведет к снижению общего уровня избытка, доступного потребителям и производителям. Любая ценовая и количественная политика поможет некоторым лицам и группам лиц, причинит вред другим и нанесет ущерб обществу в целом. Политики, как правило, игнорируют или преуменьшают отдельных лиц и группы лиц, на которых негативно влияет предлагаемая политика.
Для того, чтобы верхний ценовой предел действовал, он должен быть "обязательным". Это происходит только тогда, когда верхний ценовой предел установлен ниже рыночной цены (P' <P). Если бы верхний ценовой предел был выше P (P' > P), это не имело бы никакого эффекта, поскольку товар покупается и продается по рыночной цене, которая ниже верхнего ценового предела, и юридически допустима. Такой закон не будет иметь обязательной силы для рыночных сделок.
Первым шагом в анализе благосостояния является присвоение букв каждой области на графике предельного уровня цен.
Затем записываются буквы, соответствующие базовому сценарию свободного рынка (начальные или базовые значения имеют индекс 0), за которым следует профицит ниже верхнего ценового предела (конечные значения имеют индекс 1). Наконец, переход от свободных рынков к ценовой политике рассчитан таким образом, чтобы завершить качественный анализ ценового потолка. Если кривые спроса и предложения имеют связанные с ними цифры (фактические данные), можно провести численный анализ.
Ценовая поддержка
Этот раздел продолжает анализ благосостояния ценовой политики, исследуя анализ благосостояния в рамках ценовой поддержки, также называемой минимальной ценой. Ценовая поддержка предназначена для помощи производителям. Результаты анализа благосостояния показывают, что ценовая поддержка может привести к увеличению избытка производителей, но во многих случаях дорогостоящим образом для остальной части общества. На рисунке 2.4 показано влияние ценовой поддержки на рынок пшеницы. Эта политика, скорее всего, будет проводиться в стране с высоким уровнем дохода, где сельскохозяйственные производители представляют собой небольшую группу, которую легче субсидировать за счет крупной экономики.
Поддержка цен требует, чтобы вся пшеница покупалась или продавалась по минимальной цене P'. Если бы ценовая поддержка была установлена на уровне ниже рыночной равновесной цены (P' <P), она не имела бы силы (она не была бы "обязательной"). Количество пшеницы на рынке зависит от того, как работает политика. Существует три варианта реализации ценовой поддержки:
- (1) излишка не существует,
- (2) излишка существует и
- (3) правительство покупает излишек.
Потребители однозначно находятся в худшем положении: цена выше (P' > P) и количество ниже (Q' < Q), по сравнению с ситуацией на свободном рынке. В зависимости от относительного размера областей В и Е положение производителей может быть лучше, а может и хуже. Если спрос неэластичен и предложение эластично, то с ценовой поддержкой избыток производителей, скорее всего, будет выше (B > E). Это отражает анализ ценовой поддержки, приведенный в предыдущей главе. Производители с низкой себестоимостью производства, расположенные на кривой предложения между местом происхождения (0, 0) и Q', получают более выгодное положение, поскольку они получают более высокую цену за пшеницу, которую они производят (P' > P). Производители с высокой себестоимостью, расположенные на кривой предложения между кварталами и кварталами, находятся в худшем положении, поскольку они больше не занимаются производством пшеницы. Потеря дедвейта (DWL) равна треугольнику благосостояния CE. Ценовая поддержка помогает производителям, если спрос является достаточно неэластичным, но за счет остальной части общества. В странах с высоким уровнем дохода, таких как США, эта политика предусматривает перевод излишков от среднего потребителя к производителям. Производители пшеницы имеют более высокий уровень дохода и благосостояния, чем средние потребители, поэтому политика представляет собой перевод доходов частным лицам, которые находятся в более выгодном положении, чем потребители.