Размышление мамы читающих (не)школьников
Одной из причин почему мои дети не ходят в школу (у нас сейчас четвёртый, второй и подготовительный класс СО) - это возможность читать!
Читать не из под палки, а исходя из собственных интересов и желаний. По моему глубокому убеждению, книга призвана погружать читателя в мир фантазий и природы, помочь разобраться в себе и своих чувствах, с головой окунать в понятно изложенные и графически подтверждённые научные факты и сведения. А куда окунают детей произведения школьной программы (оговорка - некоторые произведения)? Правильно! И по самое неболуйся!
Самый треш начинается в средних классах, хотя и у первоклашек есть чему удивиться. Одни только сказки Андерсена и Перро чего стоят! А вообще современных детей пугают толстенные книги с большим количеством текста, а также ч/б картинки, бесконечные предложения и книги на туалетной бумаге. По крайне мере моих детей!
Что я вижу, наблюдая за ними:
Чаще всего интерес проявляется к книгам определённой тематики. Поэтому, если вы уловили в каком направлении надо двигаться (драконы, динозавры, ракеты, история, биология) - просто продолжайте подкладывать дровишки в огонь. Если нет, то продолжайте искать.
Качество изданий должно быть на уровне. И да, это не только мягкая/твёрдая обложка. Это и цветные, красивые иллюстрации, и крупный шрифт, и удобная вёрстка, и правильное соотношение текста и рисунка... много чего. Для себя я давно уже сформировала некий штамп: книга может быть мега суперской, но плохая и тусклая обложка или серые страницы могут враз испортить всё дело. Красота спасёт мир!
Книги бывают не только художественные. Сейчас действительно есть из чего выбрать. Комиксы, графические романы, научпопы, авторские сказки, мифы, адаптированные книги классиков... Всех их надо изучать и просматривать, и конечно же расставлять правильные приоритеты.
Абсолютно нормально, если кому-то из детей что-то не нравится. У нас, например, совсем не идут народные и классические сказки. Ни мне, ни детям читать их не интересно. Намного лучше обстоят дела с авторскими современными сказками, особенно напичканными каким-либо научным изюмом. Будь то путешествие девочки Даши сквозь время, приключения Тима в мире бактерий, или волшебные исчезновения мечтательницы Асты-ураган. В них есть и действие, и некий задор, и быстрота реакции героев. Это именно то, что привлекает детей сегодня.
Сейчас у нас пятеро детей. Трое старших уже достигли того возраста, в котором обычно принято читать самостоятельно. Но каждый из них индивидуален. И каждому из них потребовался свой путь покорения олимпа. На данный момент детская книга находится в очень невыгодном положении, ведь она вынуждена конкурировать с компьютерными играми и ютюбом. А это, скажу я вам, не самый простой спарринг.
Кстати, современному ребёнку решиться на самостоятельное чтение не так уж и просто! Это очень важно понять и принять. Да и зачем читать самому, если вокруг тебя все пляшут с бубенцами и песнями. Телевизор, игры, приложения... Там всё ярко и быстро, и главное можно самому управлять процессом: включить, выключить, нажать паузу, сделать скрин... Поэтому книга не может (и не должна) пытаться заменить реальность. Книга должна (и может) идти в ногу со временем. Пусть и не очень быстро, зато уверенно.
Резюме:
- Делая выбор между надо и хочу, всегда выбирайте второе;
- Уделяйте должное внимание оформлению книг, в том числе качеству печати и обложке;
- Не заставляйте детей читать скучные книги. Предлагайте альтернативные варианты для чтения устаревших школьных произведений, например, краткий пересказ или аудио формат;
- Покупайте или берите в библиотеке книги в стиле нон-фикшн. Сейчас среди них действительно много классных экземпляров;
- Постоянно пополняйте свою домашнюю библиотеку яркими новинками и мировыми бестселлерами. Ведь чтение снова в моде;
- Не гонитесь за количеством текста. Начинайте с малого: стихов, книжек-картинок, графических романов и комиксов;
- Будьте всегда на стороне своего ребёнка, ведь если не вы, то кто!
Также вам могут понравится статьи:
Текст: Анна Федулова