Вербальная рабочая память.
Этот компонент был оценен с помощью теста Span Digit (Испанская величина) Шкалы оценки интеллекта для детей и подростков WISC-III. Применялись прямая и обратная версии. В обоих случаях эксперт читает вслух последовательность цифр, состоящую из цифр от 1 до 9, которые ребенок должен сохранить и воспроизвести.
В случае использования метода прямого зачитывания участник должен повторить цифры в том порядке, в котором они были прочитаны экспертом, а в случае использования метода обратного зачитывания ребенок должен повторить их в обратном порядке, начиная с последнего цифрового номера, указанного экспертом. Обе версии включали по 2 тренировочных пункта, которые не были учтены в итоговом счете. Кроме того, каждая версия включала 6 уровней по 2 сочинения. После 2 одновременных ошибок на том же уровне было принято решение о прекращении работы системы.
На каждого участника было получено в общей сложности несколько правильных ответов.
Скорость обработки.
Скорость обработки была оценена с использованием теста Wechsler WPPSI-R для детско-юношеской аналитической шкалы с животными, задача визуального соответствия времени, аналогичная тесту Wechsler для поиска символов шкалы взрослых.
Задание включало в себя доску с рисунками 4-х животных (собака, курица, рыба, кошка), которые повторялись 6 раз, каждый случайным образом достигая в общей сложности 24 элементов. Изображения были распределены в ряд, с пробелом под каждым из них, чтобы вставить колышек. Детям было предложено 28 колышков 4-х разных цветов, каждый из которых ассоциируется с конкретным животным. В первом ряду эксперт поместил колышек определенного цвета под каждое животное (собака-черный, куриный-белый, рыбий-синий, кошачий-желтый). Детей попросили поместить оставшиеся колышки под каждое животное, следуя образцу первого ряда. Каждый ребенок должен был сделать это как можно быстрее, слева направо и сверху вниз (эксперт ранее указывал направление и подчеркивал, что этот порядок должен соблюдаться), не пропуская животных. Для выполнения задания ребенку было отведено 5 минут. Время решения записывается в секундах, а также ошибки в выборе цвета и пропуски.
Умение говорить.
Вербальная способность была оценена с помощью теста WISC-III Vocabulary subtest. Решение этой проблемы требует, чтобы ребенок имел доступ к кристаллизованным вербальным знаниям, которые обладают и генерируют вербальные понятия, измеряющие как богатство знаний, хранящихся в долгосрочной памяти, так и степень развития языка.
Процесс.
Задания выполнялись в течение одного индивидуального занятия продолжительностью около 40 минут, в обстановке, свободной от шума и отвлекающих факторов в школе. Были представлены задачи в следующем порядке: Животные, цифровой диапазон, кубики Корси, словарный запас и решение арифметических задач.
Результаты.
Хотя тест был значимым для ментальных расчетов, вербального РП и висопространственных результатов РП. Значения асимметрии и курт оза во всех случаях находились между -1,5 и 1,5 баллами, что позволило предположить нормальное распределение результатов.
Для достижения цели данного исследования была проведена поэтапная множественная регрессия, при которой психические расчеты были включены в качестве зависимой переменной и вербальной РП, вис пространственной РП, скорости обработки и вербальной способности в качестве независимых переменных. Анализ показал, что из включенных переменных только показатели визуально-пространственной РП-задачи значительно предсказывают умственную производительность (F(1,68) = 22.25; p <0.001, β = 0.50; t = 4.72; p <0.001) с R2 0.25, что означает, что примерно 25% отклонения в умственном расчете можно объяснить визуально-пространственной способностью РП. Уравнение регрессии для прогнозирования баллов при умственном исчислении выглядит следующим образом: умственное исчисление = 1.44 + 0.37 × висуопространственный РП.