(The Assignment, 1997, Канада)
Сняв культовую фантастику 90-х ("Крикуны"), Кристиан Дюге не стал зацикливаться на одном жанре, и в следующей своей полнометражке обратился к шпионской теме. Причем не к попсово-бондовской, а к достаточно серьезной и жесткой.
Разумеется, в "Двойнике" тоже навалом художественных допущений, но сам процесс вербовки и натаскивания агентов, так сказать, "глубокого внедрения", а также стрессовая атмосфера, в которой они трудятся, здесь изображены выразительно и без сантиментов. Вплоть до того, что агенту приказывают кувыркаться с красоткой в постели именно в той манере, в какой это делает человек, за которого ему нужно себя выдавать. И хоть неизвестно, использовалась ли подобная тактика в охоте на реального международного террориста Карлоса "Шакала", сама по себе технология таких "подстав" не нова и использовалась в истории шпионажа (в той или иной разновидности) не раз и не два.
А начинается эта история с пренеприятного известия для главного героя, офицера ВМС США Аннибала Рамиреса. Который внезапно обнаружил, что он чертовски похож на тогдашнего террориста №1 Ильича Рамиреса Санчеса, более известного как Карлос Шакал. Причем выяснил он это не из газет, а в Израиле, в застенках Моссада, куда Аннибала швырнули во время увольнительной на берег. И где его недоуменным оправданиям, конечно, не поверили, а вломили знаменитых моссадовских люлей по самое не хочу.
Нет, ну потом-то, безусловно, все во всём разобрались, после чего израильтяне перед Рамиресом долго и жутко извинялись. Вот только бедолага понятия не имел, что на самом деле крылось за теми извинениями. А также какое суровое будущее уже готовили для него ЦРУ и Моссад, решившие разыграть выпавший им козырь по крупному. И, естественно, без учёта желания самого "козыря". Который был ко всему прочему офицером, а значит человеком подневольным, и если мог показывать цэрэушникам кукиш, то лишь до поры до времени. Потому что когда те наехали на его командование, и оно приказало Аннибалу "Бегом марш в ЦРУ!", он лишь горестно вздохнул, убрал свой кукиш и побежал.
А затем пошла та сюжетная глава, которая в 90-х по меркам шпионского кино стала для зрителя немалым откровением. Ещё бы, ведь ему вдруг показали тренировку шпиона вообще без какой-либо романтики, во всей её безжалостности и цинизме. А последующий выход Аннибала "в поле" был так и ещё жестче. Поэтому немудрено, что под конец операции у него, в принципе, так и оставшегося шпионом-любителем, начало срывать башню, без которой в этой работе ему вмиг настала бы хана.
Думаю, нет нужды уточнять, насколько круто отыграли в "Двойнике" зубры Бен Кингсли и Дональд Сазерленд. Добавлю только, что при всём старании сына Дональда, Кифера, в контртеррористическом сериале "24 часа", всё равно, его батя играл харизматично-беспардонных цэрэушников гораздо круче.
Также ярко выступил сразу в двух ипостасях (Шакала и его подставного двойника Рамиреса) Эйдан Куинн. В сценах, где у него от стрессовых перегрузок сдают нервы, правдоподобны и наэлектризованы адреналином. Да и во всём остальном - никакой театральности, одна голимая брутальность и натурализм.
***
В общем, напряженное, как взведенная затворная пружина, кино, где нет никакой романтики и красивых поз, а есть сплошное шпионское лицемерие и запредельный цинизм. И хоть эта картина Кристиана Люге не является широко известной, в моем персональном рейтинге она не только лучшая из его работ, но и, пожалуй, лучший "непопсовый" шпионский триллер 90-х. По крайней мере найти что-то подобное ему в ту пору было довольно сложновато.