Ввоз радиоактивных отходов в Россию – или радиоактивного сырья?
Вчера стало известно: в Россию возобновился ввоз радиоактивных отходов (РАО) из Германии. В течение ближайших трех лет компания Urenco поставит в Россию 12 тыс. тонн отвального гексафторида урана*. Помимо этого сообщается, что в текущем году в Новоуральск уже было ввезено 3,5 тыс. тонн опасных отходов, которые хранятся в контейнерах под открытым небом.
Источником информации стал «Гринпис», который узнал о ней от немецкой стороны.
В данный момент российское законодательство прямо запрещает ввоз иностранных радиоактивных отходов. В Германии же, в свою очередь, законы не позволяют вывозить отходы в другие страны. Как же такое стало возможным? За разъяснениями мы обратились к Андрею Ожаровскому, инженеру-физику, эксперту программы ‘Безопасность радиоактивных отходов».
«Компания Urenco занимается обогащением урана для атомных станций. Она имеет предприятия в Германии, Великобритании, Нидерландах и других странах, — рассказал ученый. — На 1 тонну обогащенного урана образуется 6-8 тонн «урановых хвостов», то есть обедненного урана. Теоретически в этих хвостах все еще содержится какое-то количество изотопа U235 — то есть отходы можно снова загрузить в центрифугу и обогащать. Но его слишком мало, обогащение получается экономически невыгодным… Тем не менее атомщики заявляют, что они якобы принимают не отходы, а химическое сырье, которое будут дальше использовать. При этом, согласно российскому законодательству, отходы — это то, что больше не предполагается использовать. То есть ввоз РАО стал возможен благодаря переименованию «отходов» в «сырье». Но то, что это именно отходы, я очень легко докажу. За сырье покупатель платит поставщику. Здесь же все наоборот — Германия поставляет это вещество, да еще и платит за него. Значит, это вещество — отходы».
По словам Ожаровского, в России и без того накоплено огромное количество отвального гексафторида урана на четырех предприятиях по обогащению урана: в Новоуральске, Северске, Ангарске и Зеленогорске: «Они лежат под открытым небом, есть риск разгерметизации контейнеров, которая грозит не только радиационным, но и химическим загрязнением. Всегда есть риск, что из тысяч бочек с отходами, которыми там уставлены огромные площади до горизонта, хотя бы одна разгерметизируется. И теперь к ним хотят добавить еще и «чужие» отходы».
В 1990-х и начале 2000-х годов российским и немецким экологам удалось остановить ввоз РАО на территорию РФ — участвовали и «Гринпис», и «Беллона», и «Экозащита». «В Петербурге мы ловили поезда, которые везли к нам чужие отходы, — рассказывает Ожаровский. — В какой-то момент Urenco стало невыгодно этим заниматься из-за скандалов и репутационных потерь… Но вот теперь РАО поехали к нам снова. Доказать, что это именно отходы, а не сырье, очень сложно, «Росатом» слишком закрытая структура. Думаю, он опять заведет свою старую песню о том, что это сырье для обогащения, а не отходы… Хотя Кириенко (бывший глава «Росатома». — Прим. ред.) как-то прямо сказал, что мы, мол, на этих отходах зарабатываем…»
Однако в этой истории не все зависит от российской стороны. Немецкие экологи выступают против вывоза радиоактивных отходов в Россию. Да и первая информация об этой ситуации появилась именно в немецкой прессе. «Вся надежда на совместные действия российской и немецкой общественности», — считает Андрей Ожаровский. (Активатика)
* Обедненный гексафторид урана (UF6 с низким содержанием U-235 — 0,2%-0,35%) — продукт процесса обогащения природного урана. UF6 — это кристаллизованное твердое вещество, которое при температуре +56,7 градуса переходит в газообразную форму. UF6 отличается высокой способностью к вступлению в реакции. При реакции с водой (влажным воздухом) возникают высоко-коррозийная гидрофторидная кислота и высокотоксичный фторид уранила. В случае утечки UF6 гидрофторидная кислота может вызвать ожоги и повреждения легких. Кроме этого UF6 как токсичное вещество оказывает воздействие на почки и является источником радиации (альфа-излучения), по информации Беллона.Ру.
Александр Никитин: «Было обещание закрыть проект. Обещания надо выполнять»