Найти в Дзене
WWI/WWII в кино

"Пятая печать" Золтана Фабри. Мнение.

Томацеус Кататики или Дюдю? Пять минут на размышление!

Вчера посмотрел этот старый венгерский фильм, 1976 года. В последний момент стал сомневаться: а стоит ли вообще писать отзыв? Фильм не так и малоизвестен в России, многие его знают. Пересказывать сюжет - дело бессмысленное. Говорить о каких-то отдельных, особо примечательных моментах трудно.

Потому слов будет очень мало. Кто смотрел - поймёт меня, а кто не смотрел, тому четыре животных из Откровения скажут: "иди и смотри". И затем ангел снимет пятую печать.

Час и сорок шесть минут мы сидим в уютном кабачке, ходим по мрачным затемнённым улицам, слушаем разговоры с жёнами и любовницами, сокрушаемся о мерзости этого проклятого злого мира.

Ещё мы видим их сны.

Неверный муж видит свою жену и себя во сне.
Неверный муж видит свою жену и себя во сне.

Фильм понравится меланхоликам и вообще всем, кто слишком ясно видит Суть. Мир без ложных самоутешений и розовых очков.

-3

Смотрите - вот человек, вполне уважаемый и уважающий себя. Он прожил годы и приобрёл опыт, мудрость ... а вот его уже и нет! Вроде и неглуп был и на рожон не лез. Знал, в каком мире живёт. А нет же, не может никто, никто вообще, без Слова. Величайшая потребность - высказать то, что думаешь на самом деле. Понимаешь, что нельзя, а вот всё же. Кругом террор, всех хватают, пока вы сидите в кабачке и болтаете о лучших способах приготовления мяса. И всё же имеете Своё Мнение. А это опасно. Всегда. Во все времена. Вот о чём фильм.

"А Вы уверены, что эта грудинка - не человеческая?".
"А Вы уверены, что эта грудинка - не человеческая?".

Как мало стоит жизнь! Вот вы сидели себе, ели-пили, болтали. А вот Вас уже и тащат в застенки и бьют, жестоко бьют. На дворе осень 1944, в Венгрии свирепствует нилашистский террор. Но это так, информация, которую легко узнать из Вики. На деле-то история вневременная, универсальная. Кабачок, где собрались друзья, словно вне каких-то эпох. Я не знаю, почему так. Может, разговор о Босхе и постоянно мелькающие на экране картины мастера тому причиной? И разговоры о мучениках, что шли на костёр? Но одно дело рассуждать о мучениках прошлого и совсем другое - быть на их месте. Не кто-то другой, а ТЫ. ТЫ будешь в руках палача. Каково это, а?

О Босхе герои говорят с самого начала, его картины мелькают перед глазами зрителя, потом оживут в мучительных снах персонажей фильма.
О Босхе герои говорят с самого начала, его картины мелькают перед глазами зрителя, потом оживут в мучительных снах персонажей фильма.

Вот признайтесь: нас с детства учат всякой ерунде. Но не учат главному. Что когда-нибудь пригодится ТЕБЕ. Не ему, не ей, не им. ТЕБЕ. Стоять насмерть, терпеть пытки, быть готовым принять смерть и не сломаться. А? А? Сможем ли? Когда нас видит насквозь этот человек в чёрных очках?

Следователь в чёрных очках разбирается в людях. Глаз его нам не покажут.
Следователь в чёрных очках разбирается в людях. Глаз его нам не покажут.

А причина Вашей гибели может быть очень банальна. У неё может быть лицо Святого.

Бойтесь, когда на Вас так смотрят.
Бойтесь, когда на Вас так смотрят.

Ты был искренним. А тебе не поверили. И тем смертельно обидели. И подписали себе смертный приговор.
Ты был искренним. А тебе не поверили. И тем смертельно обидели. И подписали себе смертный приговор.

Что выберете? Судьбу мученика или мучителя? Одно из двух. Третьего не дано. Не до третьего осенью 1944.

Старый фильм - об этом. Смотрите и думайте.

-9